Битва за Британию / Battle of Britain (1969)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Битва за Англию» / «Битва за Великобританию» (варианты перевода названия)
Великобритания.
Продолжительность 132 минуты.
Режиссёр Гай Хэмилтон.
Авторы сценария Джеймс Кенневэй, Уилфред Грейторекс по книге Дерека Демпстера и Дерека Вуда.
Композитор Рон Гудвин.
Оператор Фредди Янг.
Жанр: фильм действия, драма, исторический фильм, военный фильм
Краткое содержание
После блестящей победы под Дюнкерком, закончившейся окружением войск неприятеля, спешно эвакуировавшихся, Адольф Гитлер (Рольф Штифель) озвучивает намерение вторгнуться на Британские острова. Однако обязательным условием начала операции «Морской лев» является завоевание Люфтваффе господства в воздухе. Перед Главным маршалом авиации Хью Даудингом (Лоуренс Оливье) стоит очень сложная задача.
Также в ролях: Гарри Эндрюс (старший государственный служащий), Майкл Кейн (командир эскадрильи Кэнфилд), Тревор Ховард (вице-маршал авиации Кит Парк), Курд Юргенс (барон фон Рихтер), Иэн МакШейн (сержант Энди, пилот), Кеннет Мор (полковник авиации Бейкер), Кристофер Пламмер (командир эскадрильи Колин Харви), Майкл Редгрейв (Эвилл), Ральф Ричардсон (сэр Дэвид Келли), Роберт Шоу (командир эскадрильи Скиппер), Сюзанна Йорк (Мэгги Харви), Майкл Бейтс (уорент-офицер Уорвик), Эдвард Фокс (Арчи).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.03.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Чтобы оценить силу патриотического порыва продюсера Гарри Зальцмана, достаточно узнать одну цифру – величину обеспеченного им производственного бюджета, оцениваемого в $14-17 млн. Для сравнения: на съёмки «Голдфингера» /1964/ тот же Гай Хэмилтон получил «всего» $3 млн., «Бриллиантов навсегда» /1971/ – $7,5 млн. И это при том, что коммерческий успех «бондианы» был практически гарантирован! А вот «Битву за Британию» ждала финансовая неудача: общие кассовые сборы не превысили $13 млн.1, в результате чего пришлось списать в убытки сумму в $10 млн. Правда, колоссальные усилия создателей всё же не пропали втуне. Привлечение к сотрудничеству компетентных консультантов (отставных командира звена Роберта Стэнфорда Така, командира эскадрильи Болеслава Дробиньского, генерала Люфтваффе Адольфа Галланда и др.), количество собранных для съёмок самолётов, скрупулёзность в следовании фактам вызвали уважение к авторам. Фильм вовсе не оказался с течением времени забыт – наоборот, стал важным культурным феноменом, и последующие продажи видеокассет и DVD-дисков в итоге компенсировали понесённые расходы. Новый интерес к постановке Хэмилтона возник в начале XXI века, когда появились сообщения о планируемом (видимо, тоже высокобюджетном) римейке – и даже упоминалось имя Ридли Скотта в качестве потенциального режиссёра.
Так почему же надежды не оправдались? По-моему, достаточно убедительна версия, что появление кинопроизведения, превозносящего доблесть лётчиков, прозвучало диссонансом – слишком не соответствовало общественным настроениям. В разгар агрессии во Вьетнаме, на который американцы сбросили больше бомб, чем союзники – на Третий рейх, пацифистские взгляды получили широкое распространение не только в самих Соединённых Штатах. Не случайно же музыканты группы Pink Floyd, работая над трагическим (и помимо прочего – носящим ярко выраженный антимилитаристский характер) альбомом «Стена» /1979/, используют в композициях фрагменты звуковой дорожки фильма, включая хорошо различимые обрывки диалогов. Более того, кинодраматурги Джеймс Кенневэй и Уилфред Грейторекс, взявшие за основу обстоятельный исследовательский труд под названием «Узкая грань», по-видимому, сознательно сводят к минимуму «побочные» сюжетные линии. Единственной данью непременным лирическим (любовным и семейно-бытовым) зарисовкам остаются отношения Колина Харви с дражайшей Мэгги, тоже военнообязанной и никак не подающей рапорт о переводе, что позволило бы супругам нести службу рядом. В фильме сведено к минимуму всё, что относится к высокой политике – к войне нервов за столом переговоров и подковёрным интригам в министерствах и ведомствах. В задачи создателей, по-видимому, входило максимально приблизиться к стандартам «окопной правды» – с поправкой на то, что пилоты истребителей и бомбардировщиков, а также обслуживающий персонал в окопах как таковых, конечно, не сидели. Однако воздушные бои покоряют не только своим обилием и технической сложностью, потребовавшей мужества от каскадёров и мастерства от кинематографистов (оператора, специалистов по комбинированным съёмкам, монтажёра и т.д.), но прежде всего – драматизмом. Особенно в данном отношении поражает эпизод с польской эскадрильей, вынужденно ввязавшейся в противоборство с неприятелем, не отработав толком порядок взаимодействия – и даже не решив проблемы с языком. Постановщику и привлечённым актёрам, включая многих «звёзд», удалось замечательно передать специфику героических будней той горстки смельчаков, от которых, как справедливо заметил Уинстон Черчилль (его знаменитое высказывание помещено в заключительные титры), зависело так много. Как минимум, судьба родной страны!
.
__________
1 – Что особенно досадно (хотя и объяснимо), не последовало ажиотажа за океаном, где прокатная плата составила $2 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий