Блюз о лучшей жизни / Mo’ Better Blues (1990)

Блюз о лучшей жизни / Mo’ Better Blues (1990): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Больше хороших блюзов» / «Блюз о том, что будет лучше» / «Всем блюзам блюз» (варианты перевода названия), «Высшая любовь» / «A Love Supreme» (рабочее название), «Вариации на тему Блюза о лучшей жизни» / «Variations on the Mo’ Better Blues» (рабочее название).

США.

Продолжительность 129 минут.

Режиссёр Спайк Ли.

Автор сценария Спайк Ли.

Композитор Билл Ли.

Оператор Эрнест Р. Дикерсон.

Жанр: драма, музыкальный фильм, мелодрама

Краткое содержание
Талантливый трубач Блик Гиллиам (Дензел Вашингтон), выступающий в ночном клубе со своим квинтетом, сталкивается с рядом трудностей. Менеджер ансамбля Джиэнт (Спайк Ли), мало того что плохо защищает интересы музыкантов в переговорах с владельцами развлекательного заведения, Мо (Джон Туртурро) и Джошем (Николас Туртурро) Флэтбушами, так ещё, будучи не в силах побороть тягу к азартным играм, увязает в неподъёмных долгах. Индиго Даунс (Джойе Ли) и Кларк Бентанкур (Синда Уильямс), с которыми Блик крутит романы, устают от измен и заявляют о разрыве отношений. Саксофонист Шэдоу Хендерсон (Уэсли Снайпс), не скрывающий амбиций, порывается уйти и собрать собственный коллектив. Сумеет ли Гиллиам справиться со всем этим?

Также в ролях: Джанкарло Эспозито (Левша Лейси, пианист), Робин Харрис (Баттербин Джонс), Билл Нанн (Боттом Хаммер, басист), Дик Энтони Уильямс (Биг Стоп Уильямс), Джефф «Трейн» Уоттс (Ритм Джонс, ударные), Сэмюэл Л. Джексон (Мэдлок), Леонард Л. Томас (Род), Чарли Мерфи (Эгги), Стив Уайт (Борн Ноуледж), Рубен Блейдс (Пити), Деон Ричмонд (Тайрон), Билл Ли (отец невесты), Дуг И. Дуг (Джимми, помощник официанта), Джо Сенека (помощник Бига Стопа).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.08.2016

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Блюз о лучшей жизни / Mo’ Better Blues (1990): кадр из фильма
Будущий музыкант

Спайк Ли отвёл себе скромную партию нелепого, напрочь лишённого деловой хватки и дальновидности, а в довершение всего – страдающего лудоманией (в тяжёлой форме) человека, получившего должность менеджера джаз-банда The Bleek Quintet исключительно потому, что является другом детства ведущего музыканта. Словно в насмешку названный Джиэнтом (‘гигант’, ‘великан’, ‘верзила’), он не отличается ни высоким ростом и физической силой, ни, тем более, выдающимся умом. Собственно, всё неумолимо шло к тому, что когда-нибудь громилы (между прочим, в роли Мэдлока легко узнать Сэмюэла Л. Джексона, на тот момент мало кому ведомого), присланные ростовщиком, ссудившим денег для очередных ставок на результаты бейсбольных матчей, расквитаются по полной программе. Чудом уцелев после жестоких побоев, бедолага возблагодарит небеса, что не остался навсегда инвалидом – и что найдёт место швейцара… О том, чем всё это обернулось для закадычного приятеля, лучше и не вспоминать. А ведь режиссёр, сценарист и продюсер имел моральное право воплотить более выигрышный образ – хотя бы как в предыдущей картине «Делай как надо!» /1989/, принёсшей ему широкое признание. Если узнать, что Спайк приходится сыном Биллу Ли1 – басисту, сотрудничавшему со многими «звёздами» (от Гарри Белафонте и Ареты Франклин до Боба Дилана), уже не удивишься тому, что постановщик так хорошо знает жизнь профессиональных музыкантов. Автобиографические черты, скорее, привиты другому персонажу – Блику, судьбу которого в значительной степени предопределил выбор родителей и который, как следует из остроумного (зарифмованного с прологом) эпилога, старается схоже помочь собственному сынишке. Печально, что фильм стал последней совместной работой двух Ли, вскоре рассорившихся отнюдь не на творческой почве.

Блюз о лучшей жизни / Mo’ Better Blues (1990): кадр из фильма
Играет для себя и других

Попытки свести поиски выдающегося (пусть в последние годы заметно сдавшего) кинематографиста к расизму в его разнообразных проявлениях, на мой взгляд, несостоятельны, какое бы огромное значение этой теме ни придавал и он сам. В данной связи особенно забавно, что в адрес Спайка раздались обвинения в антисемитизме на основании того, как показаны владельцы ночного клуба, цинично эксплуатирующие Блика, связанного кабальным контрактом. Как будто афро-американцы изображены сплошь ангелами во плоти… На примере Гиллиама (да и несчастного Джиэнта!) автор исследует не столько сковывание воли индивида конкретными людьми или даже социальной средой в целом, сколько внутренние ограничения, фобии, пристрастия, заставляющие человека попусту растрачивать драгоценное время, размениваться по мелочам. Причём одарённый трубач отнюдь не горит желанием, говоря словами Антона Павловича Чехова, «выдавливать из себя по каплям раба», довольствуясь привычной уловкой – неизменно находя тех, кого удобно обвинить в личных бедах и неудачах. Но такой подход – путь, который рано или поздно заведёт в тупик, даже если б попытка вступиться за друга-должника не обернулась травмами, поставившими крест на карьере. Вот ведь парадокс: Блик зарабатывал любимым (как минимум, считавшимся им самим любимым) ремеслом, не жаловался на невнимание красивых женщин, управлял коллективом товарищей-единомышленников – и всё равно в глубине души чувствовал неудовлетворённость. И именно неприятный инцидент заставил, взяв паузу и на какое-то время исчезнув из поля зрения знакомых, основательно поразмыслить, а по возвращении – принять исключительно важное решение (поступить правильно, «сделать, как надо»). Думаю, Ли не ошибается, подводя нас к выводу, что та самая лучшая жизнь, тоску по которой Гиллиам пытался выразить в проникновенном блюзе, возможна – но лишь для того, кто наберётся мужества принять всю полноту ответственности за себя и окружающий персональный мир. Лента сравнительно неплохо прошла в кинопрокате, собрав $16,1 млн. при бюджете $10 млн., и оказалась позитивно принята в Венеции, хотя триумфаторами кинофестиваля в тот год стали Том Стоппард («Розенкранц и Гильденстерн мертвы» /1990/) и Мартин Скорсезе со «Славными парнями» /1990/. Кроме того, фильм станет настоящим подарком для поклонников Дензела Вашингтона и Уэсли Снайпса, бравших уроки игры на музыкальных инструментах (на трубе и на саксофоне) соответственно у Теренса Бланшара и Брэнфорда Марсалиса.

.

__________
1 – Он предстаёт на экране в качестве отца невесты, что правильно, поскольку Джойе – его дочь от первого брака.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+