Боги, наверное, сошли с ума / The Gods Must Be Crazy (1980)
Другое название: «Наверное, боги сошли с ума» / «Боги, должно быть, сошли с ума» (варианты перевода названия).
ЮАР, Ботсвана.
Продолжительность 109 минут.
Режиссёры Джейми Уйс.
Автор сценария Джейми Уйс.
Композитор Джон Бошофф.
Операторы Джейми Уйс, Роберт Льюис (без указания в титрах), Бастер Рейнолдс (без указания в титрах).
Жанр: фильм действия, комедия
Краткое содержание
Бушмен Кси (Н!Ксау) вызывается избавить соплеменников от дара богов, внёсшего раздор и смуту в существование этих обитателей пустыни Калахари, — бутылки из-под газированной воды, выброшенной пилотом самолёта. Ему предстоит проделать долгий путь, побывать в тюрьме и даже помочь Эндрю Стейну (Мариус Вейерс) в обезвреживании банды террористов Сэма Боги (Лоув Вервью), взявших в заложники подопечных учительницы Кейт Томпсон (Сандра Принслу).
Также в ролях: Майкл Тис (Мпуди), Ник де Ягер (Джек Хинд), Брайан О’Шонесси (мистер Томпсон), Кен Грампу (Президент), Пэдди О’Байрн (рассказчик-повествователь, озв.), в эпизоде Джейми Уйс (священник, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.10.2013
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Если триумф трилогии «Безумный Макс» /1979—85/ и дилогии «Крокодил Данди» /1986—88/ вывел на авансцену мирового кинематографа австралийскую школу, успех постановок Вольфганга Петерсена заставил говорить о возвращении высокого коммерческого потенциала киноиндустрии ФРГ, то картина Джейми Уйса должна была по аналогии породить всплеск энтузиазма у африканских режиссёров. И ладно бы «Боги, наверное, сошли с ума» установили рекорд посещаемости в самой ЮАР, собрав ZAR 4,68 млн.! Повышенный энтузиазм публики, который лента на протяжении нескольких лет вызывала, в частности, в Японии, Франции (первое место в сезоне 1983-го года с результатом 5,95 миллионов зрителей и в довесок – премия «Сезар»), США1, по сей день остаётся чем-то беспрецедентным. Как известно, «волны» не последовало: вторая часть (не говоря уже о «неофициальных» продолжениях, снятых в Гонконге) прошла гораздо скромнее, а, например, фарсы с участием Леона Шустера понравились редким любителям самой непритязательной эксцентрики. Что, впрочем, не умаляет достижений Уйса.
Конечно, «милые» шутки про партизан-коммунистов, совершающих покушение на политических деятелей в вымышленном государстве Бирани и берущих в заложники детей в соседней Ботсване, выдают в Джейми сознательного гражданина страны, где апартеид считался нормальной и, хуже того, единственно приемлемой политикой. Однако он, к счастью, выходит за рамки расистского и даже – снисходительного отношения к аборигенам жаркого континента. Так, бушмен, не видевший в своей жизни ничего, кроме даров пустыни Калахари, принимающий автомобиль за диковинное животное, а пролетающие самолёты – за богов, не знающий таких понятий, как собственность и преступление, оказывается на поверку куда сообразительнее, чем иные белые люди. И хотя Уйс не отличается радикализмом взглядов, допустим, американца Роберта Олтмана или итальянца Марко Феррери2, злоключения Кси – ничто по сравнению с неприятностями, выпадающими на долю учёного-эколога Эндрю (воистину тридцать три несчастья, особенно в компании симпатичной женщины) и Кейт, совершенно беспомощной, как истинное дитя мегаполиса, на лоне природы. Бушмен раскрывается подлинным героем, лично обезвреживая большую часть террористов! А отстранённый взгляд на сводящую с ума среду (помог опыт документалиста-сатирика?), от которой журналистка сбегает в бедную деревеньку, заставляет прочувствовать абсурдность нашего суматошного, безостановочного, потерявшего смысл существования. За остроумную и неглупую пропаганду неоруссоистских идей, гласящих, что следует если и не превратиться в естественного человека, то хотя бы – стараться перенять особое миросозерцание и внутренний настрой у тех, кого не коснулась цивилизация, пожалуй, можно простить режиссёру-сценаристу-оператору-продюсеру-монтажёру огрехи идеологического и технического плана. Как любит повторять Стейн, ай-ай-ай… очень интересный феномен!
.
__________
1 – Общие кассовые сборы оцениваются в $51,2 млн. – впечатляющую сумму даже для достаточно солидного бюджета ($5 млн.).
2 – Имеются в виду их лукавые и едкие притчи «Буффало Билл и индейцы, или…» /1976/ и «Белые люди – карашо!» /1988/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий