Большая прогулка / La grande vadrouille (1966)

Большая прогулка / La grande vadrouille (1966): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «А теперь не смотри – нас подбили» / «Don’t Look Now – We’re Being Shot At» (Великобритания), «А теперь не смотри: нас подбили» / «Don’t Look Now: We’re Being Shot At» (США).

Франция, Великобритания.

Продолжительность 132 минуты.

Режиссёр Жерар Ури.

Автор сценария Жерар Ури, авторы адаптации Жерар Ури, Даниэль Томпсон, Марсель Жулиан, авторы диалогов Жорж Табе и Андре Табе.

Композитор Жорж Орик.

Операторы Андре Домаж, Клод Ренуар.

Жанр: комедия, военный фильм

Краткое содержание
Члены экипажа бомбардировщика B-17 Королевских военно-воздушных сил Великобритании, подбитого зенитными орудиями в ходе выполнения задания над оккупированной Францией, парашютируются, условившись, что местом встречи станут турецкие бани. Сэр Реджинальд Брук (Терри-Томас) приземляется на территории зоопарка. Питера Каннигема (Клаудио Брук) спасает маляр-штукатур Огюстен Буве (Бурвиль), а Алана МакИнтоша (Майк Маршалл) — дирижёр Парижской оперы Станислас Лефорт (Луи де Фюнес). Всем им предстоит большая прогулка.

Также в ролях: Андера Паризи (сестра Мари-Одиль), Колет Броссе (Жермена), Мари Марке (мать настоятельница), Пьер Бертен (дед Жюльетты, владелец кукольного театра), Бенно Штерценбах (майор Ахбах), Мари Дюбуа (Жюльетта), Зигхардт Рупп (лейтенант Штюрмер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.07.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Большая прогулка / La grande vadrouille (1966): кадр из фильма
Замаскировались!

Признаться, мне больше по душе другой фильм с участием неподражаемого тандема, сведённого (правда, уже после того, как Бурвиль и Луи де Фюнес неоднократно встречались на съёмочных площадках) Жераром Ури, – «Разиня» /1965/, который, кстати, по итогам двух выпусков на советские киноэкраны1 превзошёл их последнюю совместную кинокомедию. Однако сами французы отдали безоговорочное предпочтение «Большой прогулке», удерживавшей (с показателем 17,2 млн. проданных билетов) звание абсолютного рекордсмена национального кинопроката вплоть до выхода «Титаника» /1997/, а среди местных кинопроизведений – до триумфа сентиментальной кинокомедии «Бобро поржаловать!» /2008/. Злоключения двух бедолаг в суровые, многим отпечатавшиеся в памяти на всю жизнь, но и, чего греха таить, постыдные времена оккупации показались массам куда ближе и понятнее, чем проделки контрабандистов и бандитов, пусть самые уморительные. К тому же, в истории месье Буве и месье Лефорта, находящих общий язык, невзирая на разницу в социальном положении, темпераментах, привычках и воспитании, находится место не только для эксцентрики и забавных недоразумений, но и для пронзительной лирики, и даже для героики. Какими бы нелепыми они ни казались в украденной и совершенно не подходящей по размеру форме Вермахта…

Большая прогулка / La grande vadrouille (1966): кадр из фильма
Увидели опасность

Для, наверное, самого известного рекламного плаката картины не случайно был взят фрагмент (между прочим, результат вдохновенной импровизации исполнителей), когда Станислас, воспользовавшись любезной помощью Огюстена, чтобы перелезть через стену, садится ему на плечи и… отказывается слезать на том основании, что «так удобнее». В этом – квинтэссенция магии взаимодействия замечательного дуэта, невольные участники которого начинают с препирательств, недовольства друг другом, едва сдерживаемого раздражения (да и кому охота попасть в переделку?!), однако постепенно переламывают себя и приходят к осознанию необходимости взаимовыручки и дружбы. Оба являются, по сути, маленькими людьми2, желавшими отсидеться по-тихому, без неприятностей, но волей-неволей вынужденными вступить с захватчиками в опасную игру в догонялки. И нельзя не отдать должного не менее блистательному британскому комику Терри-Томасу, не упускающему случая привлечь внимание к своим… усищам, предательски выдающим этого обитателя туманного Альбиона в толпе немцев. Возможно, Жерар Ури слегка переусердствовал в части идеализации отношения соотечественников, вставших-де как один, включая представителей мелкой буржуазии и монахинь, на путь если не вооружённого противостояния нацистам, то – неприметного, подпольного, «молекулярного» (почти по Антонио Грамши!) противодействия им. Очень остроумно, местами трогательно, иногда – чуточку грустно, а вместе с тем успех таких картин, как «Большая прогулка» или «Куда же делась седьмая рота?» /1973/ невольно выдаёт наличие у граждан Франции комплекса неполноценности в связи со своим (в массе далёким от стойкости и героизма) поведением в минуту грозной опасности. Как ни смейся над образами недалёких солдафонов, поминутно вскидывающих руку с приветствием «Хайль Гитлер!»… Это, скорее, печально – но послужило народу хорошим уроком на будущее.

.

__________
1 – 52 млн. зрителей против 37,8 млн.
2 – К тому же, Луи привнёс в роль автобиографические нотки, поскольку в годы войны зарабатывал на пропитание, играя в барах на пианино.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+