Большая среда / Big Wednesday (1978)

Большая среда / Big Wednesday (1978): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Всё решается в среду» / «Великая среда» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 120 минут.

Режиссёр Джон Милиус.

Авторы сценария Джон Милиус, Деннис Эберг, Джоэл Чернофф (без указания в титрах).

Композитор Бэзил Поледурис.

Оператор Брюс Сартис.

Жанр: драма, спортивный фильм

Краткое содержание
Мэтт Джонсон (Ян-Майкл Винсент), Джек Бэрлоу (Уильям Кэтт) и Лерой Смит (Гэри Бьюзи), получивший экстравагантное прозвище «Мазохист», являются лучшими друзьями. Их роднит многое, а прежде всего прочего — увлечение сёрфингом. Но впереди — взрослая жизнь, которая готовит не всегда приятные сюрпризы. Как сложатся судьбы Мэтта, Джека и Лероя?..

Также в ролях: Патти Д’Амбравиль (Салли Джейкобсон), Ли Пёрселл (Пегги Гордон), Сэм Мелвилл («Медведь»), Даррелл Фетти (Джим «Уоксер» Кинг), Джерри Лопес (Джерри Лопес), Джо Спиелл (психолог), Стив Кэнэли (муж Салли), Барбара Хейл (миссис Бэрлоу), Фрэн Райан (Люси), Деннис Эберг (Слик), Реб Браун (Инфорсер), Роберт Инглунд (Флай), Перри Лэнг (высокий парень), Стейси Кич-ст. (старик), Селиа Милиус (невеста «Медведя», в титрах как Celia Kaye), в эпизоде Джон Милиус (торговец марихуаны, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.01.2019

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Большая среда / Big Wednesday (1978): кадр из фильма
Жизнь продолжается

Джон Милиус возлагал на этот фильм особые надежды. Конечно, работа над сценарием велась – на пару с его другом детства Деннисом1, младшим братом знаменитого сёрфингиста Кемпа Эберга – долго и не обошлась без серьёзных трудностей. Но в конечном итоге кинематографисту удалось заручиться поддержкой Warner Bros., обеспечив бюджет в $11 млн.! Мало того, Джордж Лукас и Стивен Спилберг прочили своему приятелю шумный успех, причём первый дал «Большой среде» лестную и ёмкую характеристику: «Американские граффити» встречаются с «Челюстями». К сожалению, чрезмерно оптимистичные прогнозы не сбылись: прокатная плата составила всего $4,5 млн., покрыв менее половины производственных расходов…

Большая среда / Big Wednesday (1978): кадр из фильма
Страстный танец

Причину действительно трудно понять. Не исключено, что верны наблюдения Яна-Майкла Винсента, связавшего быструю утрату публикой в кинотеатрах энтузиазма с тем, что в ходе рекламной кампании упор делался «не на тех» темах: на собственно сёрфинге и на драках, в которые по молодости лет с готовностью ввязываются товарищи. Разумеется, и то, и другое – важно. Приверженцы специфического вида спорта не могут не оценить усилий режиссёра, взявшегося передать то ни с чем не сравнимое ощущение, когда человек балансирует на доске, точно эквилибрист под куполом цирка. Чем выше волны – тем сильнее пьянящее ощущение внутреннего родства с беспокойным морем и со всей Вселенной в придачу, и, кажется, сама жизнь протекает от одного великого волнения (Great Swell) до следующего. В принципе, и потасовки на устроенных дома вечеринках или в барах тоже – не такое уж редкое развлечение. Вот только сводить суть талантливого кинопроизведения к двум вышеописанным аспектам по меньшей мере недальновидно.

Большая среда / Big Wednesday (1978): кадр из фильма
На гребне волны

В данной связи афористично высказался Квентин Тарантино, имевший опыт проживания в сообществе сёрфингистов, которых считает поголовно придурками и которые, по его мнению, «не заслуживают этого фильма»2. Для Милиуса и Эберга Мэтт, Джек и Лерой, невзирая на специфическое (доступное далеко не каждому сверстнику) увлечение, – типичные представители своего поколения. Их ждут те же непростые испытания, и в первую очередь – перспектива попасть в армию при том, что набирает обороты война во Вьетнаме. Режиссёр, известный милитаристскими взглядами, приятно удивил эпизодом прохождения призывниками медкомиссии: все пытаются «откосить» (имитируют буйное помешательство, прибегают к членовредительству и т.д.), царят хаос и тотальный раздрай. Однако Бэрлоу всё же пополняет ряды американских вооружённых сил, да ещё вроде как добровольно… Возможно, парню даже удавалось улучать на чужбине время для любимого занятия – подобно Лэнсу Джонсону, встреченному подполковником Килгором (уместно вспомнить, что Джон принимал участие в написании сценария «Апокалипсиса сегодня» /1979/). Ему посчастливилось вернуться целым и невредимым, но… Но время-то течёт неумолимо – и всё чаще приходится задумываться над смыслом существования, полноту которого появляется возможность ощутить только в большую среду… Это наводит на размышления! Схожий пафос, к слову сказать, будет присущ и отличному боевику «На гребне волны» /1991/, и Кэтрин Бигелоу неслучайно ангажирует Гэри Бьюзи, блеснувшего в образе экстравагантного «Мазохиста», на роль Анджело Паппаса – опытного напарника Джонни Юты.

.

__________
1 – Между прочим, ещё в 1974-м опубликовавшим в профильном журнале Surfer рассказ «Мэнс без штанов» (No Pants Mance).
2Quentin Tarantino: Interviews. Edited by Gerald Peary. – University Press of Mississippi/Jackson, 1998. – P. 134.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+