Большие гонки / The Great Race (1965)
Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Великие гонки» (вариант перевода названия), «Большие гонки» Блэйка Эдвардса» / «Blake Edwards’ The Great Race» (полное название).
США.
Продолжительность 160 минут.
Режиссёр Блэйк Эдвардс.
Автор сценария Артур Росс по сюжету Блэйка Эдвардса и Артура Росса.
Композитор Генри Манчини (номинация на «Золотой глобус»; номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» за песню The Sweetheart Tree на музыку Генри Манчини и слова Джонни Мерсера).
Оператор Рассел Харлан (номинация на «Оскар»).
Премию «Оскар» получил Тред Браун (звуковые эффекты).
Также на «Оскар» номинировались: Джордж Грос (звук), Ральф Э. Уинтерс (монтаж).
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, комедия, семейный фильм, мелодрама, спортивный фильм, вестерн
Краткое содержание
Лесли Гэллант III (Тони Кёртис) предлагает представителям американской автомобильной промышленности организовать грандиозную рекламную акцию, устроив большие гонки по маршруту «Нью-Йорк — Париж». Профессор Фейт (Джек Леммон, номинация на «Золотой глобус»), давний оппонент «Великого Лесли», торжественно клянётся, что одержит верх в состязании. А ещё в число участников попадает Мэгги ДюБуа (Натали Вуд), отчаянная суфражистка, убедившая главного редактора влиятельной газеты отправить её для освещения хода соревнований. Кто первым пересечёт финишную черту?
Также в ролях: Джек Леммон (также кронпринц Фредерик Хэпник), Питер Фальк (Максимилиан Мин), Кинан Уинн (Иезекия Старди), Артур О’Коннелл (Генри Гудбоди), Вивиан Вэнс (Хестер Гудбоди), Дороти Провайн (Лили Олэй), Ларри Сторч (Техасец Джек), Росс Мартин (барон Рольф Фон Штуппе), Джордж Макреди (генерал Кюстер), Марвин Каплан (Фрисби), Хэл Смит (мэр Борачо), Денвер Пайл (шериф Борачо), Уильям Брайант (охранник барона).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.09.2021
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Блэйк Эдвардс, пробившийся тогда в число ведущих голливудских мастеров (среди комедиографов – так точно!), подошёл к реализации нового проекта с неслыханным размахом. По словам Джека Л. Уорнера, он «расходовал деньги, как воду», в результате чего производственный бюджет увеличился вдвое – до рекордной на тот момент (для юмористических кинопроизведений) суммы в размере $12 млн. В процессе съёмок даже наметился серьёзный конфликт с руководством Warner Bros. Однако причиной всё-таки недостаточного для того, чтобы компенсировать производственные затраты (пусть и солидного1), зрительского ажиотажа послужили, думается, происки конкурентов – в лучших традициях спортивных состязаний. Авторов, так сказать, обогнали на повороте создатели «Воздушных приключений» /1965/, устроив премьеру своего детища на полмесяца раньше. Обе картины, между прочим, с успехом демонстрировались и в Советском Союзе. Правда, «Большие гонки», участвовавшие в конкурсе Московского международного кинофестиваля и отмеченные жюри под председательством Сергея Герасимова серебряным призом, будут выпущены на киноэкраны позже, собрав по итогам 1976-го аудиторию в 38,8 миллионов человек (пятый результат в сезоне).
Повторное сведение на экране Джека Леммона (на сей раз значится во вступительных титрах раньше партнёра) и Тони Кёртиса, с которыми Блэйк прежде сотрудничал по отдельности, не было для режиссёра самоцелью. На ведущие партии рассматривались разные кандидатуры, да и, в отличие от блистательной ленты Билли Уайлдера «В джазе только девушки» /1959/, персонажи «звёзд» не являются друзьями или хотя бы товарищами по несчастью. Они не просто выступают непримиримыми соперниками, а словно олицетворяют собой абсолютное зло, коварство, запредельную мизантропию, с одной стороны, и благородство, бесстрашие, романтичность натуры, с другой. Эдвардс доводит противопоставление до крайности (на грани карикатурности!): мрачный профессор Фэйт, то есть ’рок‘ или ’судьба‘, отдаёт явное предпочтение в одежде чёрному цвету, в то время как Великий Лесли щеголяет в ослепительно белых нарядах. Гениальный изобретатель не гнушается откровенными подлостями – и, терпя очередной раз неудачу, срывает злость на верном помощнике Максимилиане (будущего «лейтенанта Коломбо» Питера Фалька сразу и не узнаешь!). Гэлант III же неизменно сохраняет присутствие духа, выражает готовность прийти на выручку всем, кто попал в беду, и заслуженно пользуется благосклонностью Провидения. По иронии судьбы, злейшим врагам приходится часть пути проделать вместе, очутившись даже не в одной лодке, а на льдине, тающей по мере приближения к берегу.
Трогательное посвящение фильма «мистеру Лорелу и мистеру Харди» лишний раз свидетельствует о намерениях режиссёра отдать дань немой комической, причём грандиозный (длящийся около четырёх минут) кульминационный бой тортами является прямой цитатой из «Битвы столетия» /1927/. Конечно, местами ощущаются и сатирические нотки (вспомним хотя бы кадры шумной демонстрации суфражисток), и отголоски типичной «комедии положений». Леммон прямо-таки купается в двух острохарактерных ролях: Фэйт неожиданно оказывается двойником изнеженного, манерного и страдающего алкоголизмом кронпринца вымышленной европейской страны Карпании – и попадает в эпицентр местных политических интриг. Вместе с тем каскад гэгов и сложных (мало того, явственно отдающих абсурдом) трюков достигает такой плотности, что Блэйк Эдвардс волей-неволей превышает стандарты слэпстика, вплотную приближаясь к озорному духу анимационных короткометражек – cartoons. Неслучайно же профессор с верным ассистентом вскоре послужат прототипами для рисованных героев (в цикле «Сумасшедшие гонки» /1968/). То, что позднее постарается осуществить Хэл Нидэм, не добившись сколько-нибудь значимых результатов в «Кактусе Джеке» /1979/, его старший коллега сделал гораздо раньше, заложив основы эстетики игровой мультипликации. Это позволяет не просто получить удовольствие на сеансе, от души посмеяшись над нескончаемыми эскападами, но и оценить стилистическое своеобразие «Больших гонок», заметно выделяющихся на фоне поточной продукции «фабрики грёз».
.
__________
1 – Кассовые сборы в национальном прокате составили порядка $25,3 млн., прокатная плата – $11,4 млн. (шестое место).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Блейман М. «Большие гонки» // На экранах мира. Выпуск 2. – М.: Искусство, 1967. – С. 24-29.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий