Большой переполох в Маленьком Китае / Big Trouble in Little China (1986)

Большой переполох в Маленьком Китае / Big Trouble in Little China (1986): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Большие неприятности в Маленьком Китае» / «Большие разборки в Маленьком Китае» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 99 минут.

Режиссёр Джон Карпентер.

Авторы сценария Гэри Голдман, Дэвид З. Вайнштейн, адаптация – У.Д. Рихтер.

Композиторы Джон Карпентер, Алан Ховарт.

Оператор Дин Канди.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, комедия, кинофантазия

Краткое содержание
Водитель грузовика Джек Бертон (Курт Рассел), выигравший в азартную игру крупную сумму денег у закадычного приятеля, владельца китайского ресторана Вана Чи (Деннис Дан), соглашается проводить его в аэропорт, где тот должен встретить свою невесту Мяо Ин (Сюзи Пай). Однако девушку похищают члены уличной банды Повелители смерти. Джек вызывается помочь товарищу.

В ролях: Ким Кэтралл (Грейси Ло), Джеймс Хонг (Дэвид Ло Пан), Виктор Вонг (Эгг Шэн), Кейт Бертон (Марго), Дональд Ли (Эдди Ли), Картер Вонг (Гром), Питер Квон (Дождь), Джеймс Пакс (Молния), Чао Ли Чи (дядя Чу), Джефф Имада (Нидлс), в эпизодах Дэн Иносанто (головорез), Джон Карпентер (рабочий в китайском квартале).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.05.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Большой переполох в Маленьком Китае / Big Trouble in Little China (1986): кадр из фильма
С оружием наизготовку

Курт Рассел делился в интервью воспоминаниями, что, дескать, пытался отговорить Джона Карпентера доверять ему ведущую партию, опасаясь, как бы картина не пополнила серию коммерческих неудач, которую «звезде» всё никак не удавалось прервать. Режиссёр настоял, отказавшись от рекомендовавшихся студией кандидатур Джека Николсона и Клинта Иствуда, на сотрудничестве (четвёртом по счёту) – и тестовые просмотры вроде бы давали достаточно оснований надеяться: ленту ждёт бурный успех. Сложно сказать, действительно в слабых коммерческих показателях (при бюджете $25 млн. кассовые сборы составили $11,1 млн.) повинно руководство Twentieth Century Fox Film Corporation, якобы подошедшее к вопросу проката спустя рукава1, но факт остаётся фактом: благодаря видео «Большой переполох в Маленьком Китае» получил «культовый» статус. В том числе в Советском Союзе!

Большой переполох в Маленьком Китае / Big Trouble in Little China (1986): кадр из фильма
Невеста не рада

Пожалуй, с Карпентером сыграла злую шутку инертность мышления зрителей, равно как и критиков. Если «Человека со звезды» /1984/ не без оснований сочли «взрослой» версией «Инопланетянина» /1982/, то следующую постановку поспешили окрестить вариацией на тему странствий Индианы Джонса. В проведённой параллели доля истины, безусловно, есть – но не больше, чем типичный пролетарий Бертон, делящийся с аудиторией философскими соображениями, пока ведёт в ночной тиши верный грузовик, похож на профессора-интеллектуала в исполнении Харрисона Форда, скрывающего натуру неисправимого авантюриста. Отличия были бы ещё сильнее, если б сценарий Гэри Голдмана и Дэвида З. Вайнштейна не подвергся радикальной переработке – но в любом случае речь идёт о китайском квартале в американском мегаполисе! Иными словами, нет необходимости отправляться на край света, в отдалённые уголки Африки или Азии, чтобы с головой уйти в гущу захватывающих дух приключений. «Я тебя не виню. Даже я, китаец, не верю в это, но это правда», – резонно заявляет Ван другу, ничуть не удивляясь его скепсису.

Большой переполох в Маленьком Китае / Big Trouble in Little China (1986): кадр из фильма
Всемогущ и непобедим

Влияние признанного коллеги в данном случае являлось благотворным, поскольку режиссёр, по сути, лишь оттолкнулся от схожей предпосылки, а черпал вдохновение – в другом. Джон одним из первых в Голливуде обратил внимание на освежающий ветерок гонконгских фэнтези (от «Легенды о Семи Золотых Вампирах» /1974/ до «Зу: Воинов с волшебной горы» /1983/, прямые цитаты из которых не составит труда найти) – и постарался, не растратив неповторимого колорита и не снизив пиршества фантазии, перенести действо в родные урбанистические реалии. Ревнители чистоты древней восточной культуры едва ли найдут повод для обиды: подобные скрещивания, местами рассчитанные на комический эффект, но чаще – несущие самодовлеющее значение, типичны для постмодернистской эстетики, в которой кинематографист чувствует себя как рыба в воде. Примерно как невозмутимый Джек – в своеобразном зазеркалье Чайнатауна, когда непонимание тонкостей чужой мифологии, великих символов, архетипов и магических ритуалов компенсируется непосредственностью и мужеством. Что с того, что в самый ответственный момент Бертон, выстрелив в потолок, падает без чувств от удара по голове отколовшимся камнем? В потасовке он покажет себя с наилучшей стороны, не владея ни одним приёмом кун-фу!.. Для Карпентера фильм послужил, складывается впечатление, эстетической отдушиной в перерыве между реализацией более изощрённых проектов, но… всё равно сложно оторваться от экрана – и не получить удовольствия от занимательного зрелища. Китай хотя и маленький, зато переполох – знатный!

.

__________
1 – Однако известно, что представители кинокомпании смогли договориться с Paramount Pictures о переносе даты премьеры похожего «Золотого ребёнка» /1986/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Степанченко Николай. В сетях мафии, или Благие намерения // Видео-Асс. – 1990, № 2. – С. 12-14.
Эшпай Валентин А. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Джон Карпентер // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 160.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+