Большой приз / Grand Prix (1966)

Большой приз / Grand Prix (1966): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Гран-при» / «Гран при» / «Главный приз» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 176 минут.

Режиссёр Джон Франкенхаймер.

Авторы сценария Роберт Алан Артур по сюжету Роберта Алана Артура, при участии Джона Франкенхаймера (без указания в титрах), автор дополнительных диалогов Уильям Хенли (без указания в титрах).

Композитор Морис Жарр.

Оператор Лайонел Линдон.

Жанр: драма, спортивный фильм

Краткое содержание
Основным фаворитом Формулы-1 в сезоне 1966-го года является француз Жан-Пьер Сарти (Ив Монтан), двукратный чемпион мира. Однако американец Пит Эрон (Джеймс Гарнер), принявший предложение войти в команду господина Идзо Ямуры (Тосиро Мифунэ, озв. Пол Фрис), тоже надеется на победу. Да и другие пилоты, особенно англичанин Скотт Стоддард (Брайан Бедфорд) и итальянец Нино Барлини (Антонио Сабато), не намерены сдаваться. Кто же завоюет Гран-при?

Также в ролях: Эва Мари Сейнт (Луиза Фредериксон), Джессика Уолтер (Пэт), Франсуаз Арди (Лиза), Адольфо Чели (Агостини Манетта), Клод Дофен (Хьюго Симон), Энцо Фьермонте (Гвидо), Женевьев Пейдж (Моник Дельво-Сарти), Джек Уотсон (Джефф Джордан), Альбер Реми (хирург), Рейчел Кемпсон (миссис Стоддард).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.04.2016

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Большой приз / Grand Prix (1966): кадр из фильма
Сарти и любовь

Поклонники кольцевых автогонок, а прежде всего – Формулы-1, должны испытать на сеансе особую радость. Дело не только в размахе постановки, в которой оказались задействованы все функционировавшие на тот момент кинокамеры Panavision с 65-миллиметровой киноплёнкой. И не только во впечатляющей достоверности всего, что происходит на треке: Джон Франкенхаймер отказался от привычных кинематографических ухищрений (например, от съёмки медленно движущихся автомобилей и последующего ускорения проекции), перемежая игровые и хроникальные кадры. Под подсчётам специалистов, в фильме так или иначе отметились тридцать два (!) известных пилота, причём десятеро из них погибли в последующие двенадцать лет, тем самым подтвердив, увы, обоснованность сюжетных перипетий картины… Удивительно другое – что в проекте не приняли участие Пол Ньюман и Стив МакКуин, славившиеся огромной любовью к этому опасному виду спорта, хотя Джеймс Гарнер (между прочим, взявший на себя обязанности исполнительного продюсера вместе с режиссёром и другим знаменитым актёром, Кирком Дугласом), по свидетельству очевидцев, демонстрировал результаты не хуже многих профессионалов! А ведь именно «Большой приз» (кстати, достаточно оперативно закупленный для проката в СССР, где тоже с успехом проводились автогонки, но вне чемпионата Формула-1) на долгие годы стал «главным» кинопроизведением на тему – и, скажем, существенно1 превзошёл по коммерческим показателям «Победителей» /1969/ и «Ле-Ман» /1971/, в которых блеснут упомянутые выше «суперзвёзды».

Большой приз / Grand Prix (1966): кадр из фильма
Эрон всех победит

Впрочем, фильм оставляет двойственное впечатление. С одной стороны Франкенхаймер прибегает к, безусловно, интересным режиссёрским приёмам (в частности, в начале и в финале повествования эффектно применён полиэкран), широко используя последние новации киноязыка. Но с другой – всё-таки не отваживается отойти от привычных схем повествовательного кинематографа, «универсальных» в том смысле, что позволяют поведать о специфике самой разной деятельности в доступном для рядовых зрителей (обывателей) ключе. Роберт Алан Артур, большей частью работавший на телевидении, аккуратно доводит до нас нехитрую мысль, что вне кабины болида гонщики – такие же люди, как все. Да, неизменно сопутствующее состязаниям перенапряжение не может не отразиться на личной жизни – и Стоддарда, чудом уцелевшего в аварии, бросает супруга, у которой, по стечению обстоятельств, завязывается роман с Эроном. А Сарти, несчастливый в браке, с присущей французу элегантностью пытается покорить сердце Луизы Фредериксон, не подозревая, что их отношениям суждено продлиться недолго… Приходится спортсменам решать и извечные «материальные» вопросы, подстраиваясь под рыночные законы – по сути, под интересы и даже прихоти магнатов, ведущих собственную игру. Тому же Питу несказанно повезло, что Ямуро-сан (Тосиро Мифунэ частично скопировал черты Соитиро Хонды) загорелся желанием бросить вызов таким воротилам, как Манетта. Однако в лирике голливудскому мастеру всё-таки не под силу сравниться с Клодом Лелушем, чуть раньше (в «Мужчине и женщине» /1966/) поведавшим куда более пронзительную историю автогонщика. Зато Франкенхаймер позже обратится к ещё одному, не менее захватывающему виду спорта – прыжкам с парашютом.

.

__________
1 – Прокатная плата составила $9,4 млн. (правда, при внушительном бюджете в $9 млн.), кассовые сборы – $20,8 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Интервью с Ивом Монтаном // Ровесник. – 1968, № 6. – С. 22.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+