Бостонский душитель / The Boston Strangler (1968)

Бостонский душитель / The Boston Strangler (1968): постерПолнометражный фильм.

США.
Продолжительность 116 минут.

Режиссёр Ричард Флейшер.

Автор сценария Эдвард Энхалт по книге Джеролда Фрэнка.

Композитор Лайонел Ньюман.

Оператор Ричард Х. Клайн.

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Бостон лихорадит от преступлений серийного убийцы, задушившего несколько женщин. Несмотря на все усилия, полиция не в состоянии установить личность разыскиваемого. Генеральный прокурор Эдвард У. Брук (Уильям Маршалл) обращается к блестящему юристу Джону С. Боттомли (Генри Фонда) с просьбой возглавить специально созданную оперативную группу. Преодолев первоначальные сомнения, тот соглашается.

Также в ролях: Тони Кёртис (Альберт ДеСальво, номинация на «Золотой глобус»), Джордж Кеннеди (детектив Фил ДиНатале), Майк Келлин (Джулиан Сошник), Хёрд Хэтфилд (Теренс Хантли), Мюррей Хэмилтон (детектив Фрэнк МакЭфи), Джефф Кори (Джон Эсгайрссон), Салли Келлерман (Дайенн Клани), Леора Дэна (Мэри Боттомли), Уильям Хикки (Юджин Т. О’Рурк), Джеймс Бролин (сержант Фил Лизи).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.07.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Бостонский душитель / The Boston Strangler (1968): кадр из фильма
Обычный бостонец

Тот факт, что Ричард Флейшер обратился к истории поимки скандально известного серийного убийцы, за несколько лет задушившего тринадцать женщин в Бостоне и окрестных городах, после совсем иного по тематике и атмосфере кинопроизведения (добрая кинофантазия для семейного просмотра «Доктор Дулиттл» /1967/), свидетельствует не только о высоком профессионализме. Пятидесятидвухлетний режиссёр явно намеревался бросить вызов Альфреду Хичкоку – не просто повторить триумф мэтра1, но предложить альтернативную, резко полемичную в ключевых аспектах по отношению к зловещему «Психо» /1960/ трактовку проблемы раздвоения личности. Его отнюдь не вымышленный «бостонский душитель» действует, как нетрудно догадаться по данному журналистами прозвищу, не в пустынной провинциальной местности, терпеливо ожидая очередную клиентку семейного отеля, а в мегаполисе, средь бела дня. Альберт потому и продолжал безнаказанно проникать в квартиры жертв, что производил впечатление заурядного человека из толпы – самого обыкновенного водопроводчика, прибывшего по поручению управдома проверить трубы, раз за разом пользуясь нехитрой уловкой: «Ну, не знаю, смогу ли прийти завтра». Но это – лишь одна сторона медали.

Бостонский душитель / The Boston Strangler (1968): кадр из фильма
Страшная тайна

Заключительная часть повествования, когда ДеСальво по чистой случайности попадает в руки правоохранительных органов и… искренне не может понять, в чём его обвиняют, безусловно, держит в изрядном напряжении. Особенно интересно наблюдать за игрой Тони Кёртиса (кстати, бывший супруг блеснувшей в хичкоковском шедевре Джанет Ли), рискованно отказавшегося от привычного имиджа обаятельного бонвивана и дамского угодника, погрузившись в бездну расколотого сознания. В отдельные моменты даже кажутся убедительными доводы психиатра, что для нормального Альберта («доктора Джекилла») знакомство со вторым «я», «мистером Хайдом», грозит обернуться серьёзными страданиями, а то и летальным исходом… И всё-таки по завершении сеанса остаёшься в стойком убеждении, что первая половина повествования была для авторов гораздо важнее.

Бостонский душитель / The Boston Strangler (1968): кадр из фильма
Есть ли шанс?

Опытный кинодраматург Эдвард Энхалт, взяв за основу книгу Джеролда Фрэнка, вроде бы выстраивает действие по законам типичного полицейского детектива. Вот только, как и в случае с чуть раньше вышедшей картиной Гордона Дугласа («Детектив» /1968/), остросюжетный жанровый образчик приобретает черты развёрнутого социального киноромана. Виртуозно используемый приём полиэкрана дополнительно придаёт атмосфере объективно-хроникальный характер, помогает увидеть событие (как правило, очередное убийство) сразу с нескольких точек зрения. Подобно Джо Лиланду в исполнении Фрэнка Синатры Боттомли волей-неволей приходится, отрабатывая основную версию, погружается на «дно» города, проверяя алиби разного рода извращенцев и просто психически неадекватных личностей. Приверженность классической науке не мешает ему даже обратиться за помощью к экстрасенсу!.. По какой причине стандартный набор процедур не принёс результатов? Почему, невзирая на мощное техническое оснащение и накопленный веками опыт, правоохранительные органы не справились с возлагаемыми функциями?.. Кинематографисты ограничиваются тем, что ставят «неудобные» вопросы перед зрителем, намекая, что для предотвращения возникновения таких ситуаций должны быть задействованы куда более серьёзные силы, в отдельные моменты – вплоть до ресурсов всего общества.

.

__________
1 – Впрочем, коммерческий успех оказался поскромнее, поскольку при бюджете $4,1 млн. прокатная плата составила $8 млн. (кассовые сборы – $17,8 млн.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Фёдоров Александр. Кошмары по пятницам и в другие дни недели, или Маньяки-убийцы на ваших экранах // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 26. – С. 142-143.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+