Бойцовский клуб / Fight Club (1999)

Бойцовский клуб / Fight Club (1999): постер

Полнометражный фильм.

Другое название: «Борцовский клуб» (вариант перевода названия).

США, ФРГ.

Продолжительность 139 минут (рабочая версия – 151 минута).

Режиссёр Дэвид Финчер.

Автор сценария Джим Улс по роману Чака Паланика.

Композиторы Джон Кинг (в титрах как The Dust Brothers), Майкл Симпсон (в титрах как The Dust Brothers).

Оператор Джефф Кроненвет.

Жанр: драма

Краткое содержание
Мы встречаем Повествователя (Эдвард Нортон), типичного «яппи» и «белого воротничка», работающего на один из крупнейших автомобильных концернов, в очень сложный период жизни — в момент пресыщения благами обеспеченного и безмятежного существования. В надежде побороть бессонницу он начинает посещать анонимные общества людей, страдающих неизлечимыми заболеваниями. Там происходит знакомство с симулянткой-«туристкой», экстравагантной Марлой Сингер (Хелена Бонэм Картер), а чуть позже, в самолёте, возникает совсем загадочная личность — Тайлер Дёрден (Брэд Питт), представившийся агентом по продаже элитных сортов мыла. Тайлер, узнав, что у нового приятеля произошла неприятность (сгорела квартира), предлагает пожить у себя, в полуразрушенном и заброшенном доме. Вскоре тандему приходит счастливая идея организовать «Бойцовский клуб» — подпольное заведение, быстро становящееся чрезвычайно популярным у мужчин, открывших способ ощутить всю полноту бытия, избивая друг друга до полусмерти.

Также в ролях: Мит Лоуф (Роберт Полсен), Зак Гренье (Ричард Чеслер), Ричмонд Аркетт (интерн), Дэвид Эндрюс (Томас), Джордж Магуайр (лидер группы), Рейчел Сингер (Хлои), Кристи Кроненвет (стюардесса), Эзра Баззингтон (инспектор Дент), Джаред Лето (Ангельское личико), Леонард Термо (сержант).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.01.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Бойцовский клуб / Fight Club (1999): кадр из фильма
Появился ниоткуда

Если кадры, служащие фоном для вступительных титров, и краткий пролог призваны заинтриговать и ошеломить публику, то уже завязка даёт наглядные представления об истинных устремлениях Дэвида Финчера и сценариста-дебютанта Джима Улса, адаптировавшего роман Чака Паланика (точнее, Паланюка, но остановимся на распространённом варианте). Далеко не идеальная фигура Повествователя, настроенного эгоцентрически и гедонистически, блекнет на фоне едко обрисовываемой им среды – причудливого сплава социальных, экономических, культурных, политических и биолого-психологических факторов, сложившихся в т.н. постиндустриальном обществе рубежа столетий. А последующее развитие событий, особенно – с того момента, как в растущую нелегальную ассоциацию начали вступать тысячи людей по всей стране, с очевидностью подтверждает мысль о том, что безымянный персонаж является полноценным типажом. Однажды Повествователь сам проговаривается, что представляет поколение (имеется в виду, конечно, Generation X), выросшее в условиях достатка на грани роскошества и спокойствия – заведомого отсутствия серьёзных потрясений вроде войны или депрессии. Поколения мужчин, взращённых женщинами и, как следствие, обречённого на вымирание либо при резком ухудшении обстановки, либо вследствие медленного внутреннего саморазложения под воздействием нерастраченной энергии. Постепенно Повествователь начинает видеть в Дёрдене не «бунтовщика без причины», а чуть ли не единственную надежду на спасение заблудших душ. Интуиция подсказывает, что в его циничных выходках (вроде похищения откаченного человеческого жира для последующей варки мыла или вклеивания порнографических кадров в плёнку с семейным фильмом) заложен взрывоопасный потенциал, как раз срочно требующийся заплесневелому, точно болото, обществу. Видимо, схожими соображениями руководствуются и многочисленные адепты, внешне – совершенно не похожие друг на друга, как бывший рестлер Боб Полсон (в язвительном исполнении рок-музыканта Мита Лоуфа) и парень по прозвищу «Ангельское личико» – вылитая «белокурая бестия» из сочинений Ницше. Под влиянием товарища-гуру, помимо прочего отринувшего общепринятые нормы (одинаково легко летая первым классом и обитая в трущобах, по настроению предпочитая дорогой костюм или лохмотья), лично испытав невиданное доселе наслаждение в потасовках, он остроумно бросает работу и активно включается в новую деятельность… И вот тут авторы делают глубокомысленную паузу, объясняя возникшее чувство беспокойства рефлексией Повествователя, начинающего догадываться: творится что-то неладное. А уж напрочь выбивает из седла кульминационная метаморфоза…

Бойцовский клуб / Fight Club (1999): кадр из фильма
Строгое внушение

Сам по себе подобный поворот интриги, конечно, не является изобретением создателей «Бойцовского клуба», поскольку всё-таки неоднократно (можно вспомнить и «Сердце Ангела» /1987/, и телефильм «Мёртвый эфир» /1994/) использовался предшественниками. Новаторство Финчера заключается в том, что финальная драматургическая инверсия носит более фундаментальный характер. Косвенной «жертвой» изощрённых игр сознания оказывается публика, не хуже Повествователя принимавшая происходящее за чистую монету, совершенно не улавливая подсказок, лукаво разбросанных авторами. При повторном (и очень внимательном, местами – покадровом) просмотре поддаётся обнаружению целая система красноречивых деталей, не замечаемых сразу, но остающихся на подсознательном уровне. Скажем, ещё до знакомства Дёрден появляется шесть раз, из них пять – буквально на мгновение, порождая вязкий «эффект 25-го кадра». Не менее (ретроспективно!) красноречивы обмолвки Повествователя, вдруг заявляющего, что «знает это, потому что это знает Тайлер», или что избиение самого себя на глазах у изумлённого босса напомнило первую драку с ним. Наличествуют и иные, сугубо кинематографические уловки, как, например, в сцене в аэропорту, когда после риторического вопроса «…могли бы вы проснуться другой личностью?» камера следит за Дёрденом. И так далее.

Бойцовский клуб / Fight Club (1999): кадр из фильма
Разговор с наставником

Проявленное авторами хитроумие, могущее спровоцировать обвинения в маниакальном стремлении интеллектуально «избить» (приближая к переживаниям членов «Бойцовского клуба») зрителя, конечно, восхищает. Однако многосложная художественная конструкция осталась бы не более чем набором оригинальных и изящных эстетических фокусов, основанных на старом добром принципе иллюзионистов («ловкость рук и никакого мошенничества»), если б всё это служило для Финчера и Улса самоцелью. Но в том-то и дело, что сделанное открытие существенно дополняет (во многих отношениях – полностью переворачивает!) концепцию, уже сложившуюся из прежних рассуждений, напрасно проводившихся без учёта немеркнущего принципа Козьмы Пруткова: «…не верь глазам своим». Оказывается, качества, восхищавшие и затем ужасавшие в Дёрдене, сокрыты в самом Повествователе (следовательно, почти в каждом «эксере» или в них во всех вместе?!) – и винить в плачевном исходе совершенно некого. Итогом исканий героя, вроде бы вышедшего победителем из схватки с самим собой, оказывается сакраментальная реплика, обращённая к сбитой с толку Марле: «Ты встретила меня в очень странный период моей жизни». Да ещё произносимая – под звуки проникновенной композиции группы The Pixies с очень подходящим названием Where Is My Mind? (‘где мой разум?’).

Бойцовский клуб / Fight Club (1999): кадр из фильма
Начинает понимать?

«Бойцовский клуб» представляет собой достаточно уникальное произведение – социально-философское по своей сути, но притом, вопреки обыкновению, лишённое отвлечённости и созерцательного характера, напротив, решительное, проникнутое исступленным желанием прямого (посредством воздействия на психику) влияния на окружающий мир, на существующее положение вещей. Дополняя Андрея Тарковского (точнее, его Альтер-эго в «Зеркале» /1975/), Финчер мог бы сказать, что книга, фильм, вообще любое произведение искусства – не просто поступок, но поступок, преследующий конкретную цель. В первую очередь картина, естественно, предупреждает (и очень убедительно!) о возможных малоприятных последствиях радикальных деяний, постепенно выходящих из-под контроля, возвращающихся бумерангом, совершенно не заслуживая уничижительных1 эпитетов. Вместе с тем Дэвид проявляет себя непримиримым2 критиком сытого и самодовольного Запада, достигшего условного равновесия благодаря резкому поправению взглядов (провозглашению неоконсервативных идеалов) и решительно не догадывающегося о том, что медленно умирает. Чтобы рассеять последние сомнения, он лично вставляет (тем самым подчеркивая согласие с, как минимум, некоторыми поступками Дёрдена) порнографический кадр – в фильм, демонстрируемый нам. В «Бойцовский клуб». Отличный тест на выявление обывателя и пуританина в себе!

Бойцовский клуб / Fight Club (1999): кадр из фильма
Лучший из лучших

Любопытно, что в момент выхода картина, стоившая в производстве отнюдь не дёшево3, прошла в заокеанском прокате слабо, собрав $37 млн., и лишь благодаря успеху за рубежом и беспрецедентно высоким продажам видеокассет и DVD-дисков принесла студии прибыль порядка $10 млн. Весьма скромно для произведения, пополнившего ряды «культовых» лент! А ещё полезно отметить, что при всей своей разности (если не противоположности) в использовании родственных эстетических предпосылок «Бойцовский клуб» созвучен испанской ленте «Открой глаза» /1997/ Алехандро Аменабара. Оба произведения – о жизни, её крутых поворотах и смысле, эффектно завершающиеся в момент торжественного и по-своему красивого ухода в мир иной.

.

__________
1 – Например, данного Роджером Эбертом: «Наиболее откровенно и энергично фашистский фильм с участием крупных «звёзд» со времён «Жажды смерти».
2 – Совсем не как в «Игре» /1997/, завершившейся по-буржуазному счастливо и сентиментально.
3 – Из-за приглашения знаменитости и использования сложных техник съёмок бюджет вырос с планировавшихся $23 млн. до $63 млн.!

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter