Братья Блюз / The Blues Brothers (1980)

Братья Блюз / The Blues Brothers (1980): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Братья Блюзы» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 133 минуты.

Режиссёр Джон Лэндис.

Авторы сценария Джон Лэндис, Дэн Эйкройд.

Оператор Стивен М. Катц.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, комедия, музыкальный фильм, мюзикл

Краткое содержание
Элвуд Блюз (Дэн Эйкройд, в титрах как Elwood) встречает своего брата Джейка (Джон Белуши, в титрах как Jake), отсидевшего срок в тюрьме за вооружённое ограбление и вышедшего на волю, и напоминает о данном обещании — навестить сиротский приют имени Елены Пресвятой Плащаницы в городе Калумет-Сити, штат Иллинойс, в котором они выросли. Сестра Стигмата (Кэтлин Фримен), получившая от детей прозвище «Пингвин», сообщает, что для спасения родного воспитательного учреждения требуется срочно раздобыть пять тысяч долларов, необходимых для уплаты налогов, но что она не возьмёт «грязных» денег. Джейка и Элвуда озаряет идея — собрать старую музыкальную группу.

Также в ролях: Джеймс Браун (преподобный Клеофус Джеймс), Кэб Кэллоуэй (Кёртис), Рэй Чарльз (Рэй), Арета Франклин (миссис Мерфи), Стив Кроппер (Стив «Полковник» Кроппер), Дональд Данн (Дональд «Дак» Данн), Мерфи Данн (Мерфи «Мерф» Данн), Вилли Холл (Вилли «Слишком Большой» Холл), Том Мэлоун (Том «Боунз» Мэлоун), Лу Марини («Блю Лу» Марини), Мэтт Мерфи (Мэтт «Гитара» Мерфи), Алан Рубин (Алан «Мистер Знаменитый» Рубин), Кэрри Фишер (таинственная женщина), Генри Гибсон (вожак неонацистов), Джон Кэнди (Бартон Мерсер), Стив Лоуренс (Мори Слайн), Твигги (модная дама), Фрэнк Оз (офицер полиции в тюрьме), Чарльз Напье (Такер МакЭлрой), Чака Хан (солистка хора), в эпизодах Джон Лэндис (полицейский Ла Фонг), Джудит Белуши-Писано (официантка, в титрах как Judy Jacklin), Пол Рубенс (официант), Стивен Спилберг (клерк), Мистер Ти (парень на улице, без указания в титрах).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.06.2013

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Братья Блюз / The Blues Brothers (1980): кадр из фильма
Готовы к подвигам

Сложно поверить, но процесс создания фильма был отнюдь не таким простым и весёлым, как может показаться. Студия предполагала выделить производственный бюджет не более $12 млн., в то время как кинематографисты рассчитывали минимум на $20 млн., причём по факту затраты увеличились ещё в полтора раза. Дэну Эйкройду, хотя и имевшему опыт сочинения скетчей для популярного телешоу Saturday Night Live, не без труда далось написание сценария полнометражного фильма. Сами же съёмки осложняло пристрастие «звёзд» к наркотикам (кокаину), особенно трагически отозвавшееся в судьбе Джона Белуши. Тем не менее во время сеанса не случайно не покидает ощущение невероятной лёгкости и воодушевления, когда море по колено, а в душе звучит жизнерадостный мотивчик, и огромный ажиотаж1, вызванный фильмом, не вызывает удивления.

Братья Блюз / The Blues Brothers (1980): кадр из фильма
Ритм у них в крови!

Очень редко доводилось видеть кинопроизведения, в которых события развивались бы спонтанно и почти хаотично, чуть ли не в духе телевизионных юмористических попурри – и которые бы вместе с тем покоряли безупречно выдержанным внутренним ритмом. Конечно, без Эйкройда и Белуши, впервые примеривших на себя стильные чёрные костюмы и солнцезащитные очки ещё на малом экране (кроме того, по горячим следам вышел успешный музыкальный альбом) и настолько «слившихся» с образами, что даже в титрах фигурируют под вымышленными именами, ни о каком триумфе можно было и не мечтать. Но… самому Стивену Спилбергу (между прочим, он отметился в эпизодической роли офисного работника), накануне сведшему тех же одарённых комиков, всё-таки не удалось в полной мере соблюсти безупречный баланс, скатившись в бедлам антивоенного фарса. А вот Джон Лэндис проявляет завидную невозмутимость, свободно переходя от комедии положений к условности мюзикла (да ещё с привлечением живых легенд музыкального Олимпа вроде Рэя Чальза и Ареты Франклин!) или даже – к полноценному концерту для многотысячной аудитории. Подобно тому, как братья, что называется, и бровью не ведут, чудом выживая после очередного покушения таинственной женщины (забавнее всего, что Кэрри Фишер, параллельно радовавшая поклонников «звёздных войн» в обличии принцессы Лейи, тогда была помолвлена с Дэном, не с Джоном), режиссёр ничуть не удивляется, когда события принимают невероятный оборот. Заключительная часть повествования, когда в погоне за «блюзмобилем» участвуют полиция, неонацисты и разъярённый ансамбль конкурентов под названием The Good Old Boys, совершенно выходит из-под контроля, приобретая безостановочный, бравурный характер. Мимоходом повторив (и вышутив!) выдающееся достижение коллег2, кинематографисты разошлись настолько, что уничтожили несметное количество автомобилей, съезжающих в кювет с дороги, врезающихся друг в друга, переворачивающихся и падающих с высоты птичьего полёта, – 103 единицы. Рекорд, который побьёт лишь сам Лэндис на съёмках «сиквела»! Как тут не поверить в настойчиво повторяемые Элвудом слова о «богоугодной миссии», выполнить которую не помешает, кажется, ничто…

Братья Блюз / The Blues Brothers (1980): кадр из фильма
Задачка…

«Братья Блюз», невзирая на внушительный хронометраж (к тому же, к двадцать пятой годовщине фильма на DVD-дисках была выпущена расширенная версия продолжительностью 148 минут), смотрятся на одном дыхании – и авторам можно быть благодарными уже за то, что фильм ничуть не стареет с течением времени, поднимая настроение при очередном, энном по счёту просмотре. Однако хладнокровные Джейк и Элвуд ещё и воспринимаются невольными выразителями духа времени – олицетворением Америки эпохи «рейганомики», при всей внешней безалаберности демонстрируя недюжинную силу воли и напористость, касается ли это спасения родного приюта или музыкальных предпочтений. Никакое диско не заменит душевного ритм-н-блюза!

.

__________
1 – Между прочим, картина установила своеобразный рекорд, впервые собрав больше средств за границей ($61 млн.), чем в национальном прокате ($54,2 млн.).
2 – Вспомним долгий проезд на огромной скорости под каким-то чикагским мостом, явно навеянный аналогичным эпизодом из «Французского связного» /1971/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Что почём? // Ровесник. – 1992, № 3-4. – С. 23.
Принцесса на игле // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 25. – С. 80-83.
Эшпай Валетин А. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Джон Лэндис // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 140.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+