Бриллиантовая рука / Brilliantovaya ruka (1969)

Бриллиантовая рука / Brilliantovaya ruka (1969): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Бриллиантовая рука» / «The Diamond Arm» / «Diamond Hand» (международные англоязычные названия).

СССР.

Продолжительность 100 минут.

Режиссёр Леонид Гайдай.

Авторы сценария Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской.

Композитор Александр Зацепин

Оператор Игорь Черных.

Жанр: приключенческий фильм, комедия, криминальный фильм, триллер

Краткое содержание
Семён Семёнович Горбунков (Юрий Никулин), старший экономист «Гипрорыбы» и примерный семьянин, по настоянию супруги Надежды Ивановны (Нина Гребешкова), отправляется в круиз на теплоходе «Михаил Светлов». Его соседом по каюте оказывается Геннадий Козодоев (Андрей Миронов). Гражданин Горбунков не догадывается, что тайной целью путешествия этого компанейского и вообще — приятного во всех отношениях молодого человека является получить в одном из городов, где судно сделает остановку, золото и драгоценные камни, чтобы контрабандой доставить их в Советский Союз, своему неуловимому Шефу (Николай Романов). Однако волей судьбы обладателем загипсованной «бриллиантовой» руки становится сам Семён Семёнович, не преминувший сообщить о том в компетентные органы. Начинается увлекательная ловля на живца.

В ролях: Анатолий Папанов (Лёлик), Станислав Чекан (капитан Михаил Иванович), Владимир Гуляев (лейтенант Володя), Нонна Мордюкова (управдом Варвара Сергеевна Плющ), Светлана Светличная (Анна Сергеевна), Антонина Кончакова (Анна, озв.), Аида Ведищева (Анна, вокал), Роман Филиппов (мужчина в ресторане), Григорий Шпигель (аптекарь), Леонид Каневский (ассистент аптекаря), Игорь Ясулович (собакозаводчик), Максим Никулин (мальчик), Александра Лисютина (дочь Горбунковых), Клара Румянова (дочь Горбунковых, озв.), Александр Хвыля (Борис Савельевич), Андрей Файт (продавец лотерейных билетов / посетитель ресторана «Плакучая ива»), Татьяна Никулина (гид), Виктория Островская (проститутка), Леонид Плешаков (мрачный тип), в эпизоде Леонид Гайдай (пьяница в подворотне / рука в ночном кошмаре Козодоева, без указания в титрах), Георгий Вицин (пьяница в подворотне, озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.05.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Бриллиантовая рука / Brilliantovaya ruka (1969): кадр из фильма
Русо туристо довольны

Конечно, именно партия Балбеса, пусть не являвшегося неформальным лидером преступной троицы (это место по праву сильного занимал Бывалый) и не обладавшего внешностью интеллигента и навыками грамотной речи, как Трус, принесла Юрию Никулину наивысшую популярность в СССР. Но у одарённого артиста и, не забудем, не менее одарённого клоуна, являвшегося гордостью Цирка на Цветном бульваре, к тому времени были и совсем иные роли в кинематографе – проникнутые тонким лиризмом и тёплой иронией1 и даже трагические (в «Андрее Рублёвом» /1966/, правда, выпущенном в национальный кинопрокат позже, в 1971-м). Образ Семёна Семёновича не просто ознаменовал взятие нового рубежа. Если прежде Леонид Гайдай «доверял» супруге отметиться в проходных, но… красноречивых эпизодах (например, в обличии женщины-медика, ставящей Шурику страшный диагноз), то решение поручить Нине Гребешковой предстать в качестве любимой жены товарища Горбункова, что называется, автоматически возводит этого скромного советского служащего в статус Альтер-эго автора. Причём сам режиссёр довольствовался совсем малопочётной обязанностью отметиться потерявшим человеческий облик пьяницей, нещадно коверкающим замечательную песню про белых медведей и увозимым в вытрезвитель, а в дополнение – как бы заранее высмеял фирменный приём маэстро «джалло» Дарио Ардженто, чьи руки неизменно принадлежали его таинственным экранным маньякам и душегубам. Лишний повод убедиться в том, насколько постановки нашего гения кинокомедии, кажущиеся простыми, совершенно не нуждающиеся в разъяснениях (особенно если зритель застал социалистическую эпоху), всё-таки глубоки и многомерны. Таят массу сюрпризов и раскрываются неожиданными смыслами, оставшись для благодарных потомков подлинной энциклопедией советского образа жизни.

Бриллиантовая рука / Brilliantovaya ruka (1969): кадр из фильма
Как тут устоять?..

По первому, поверхностному слою «Бриллиантовая рука» – остроумная вариация на тему кинопроизведений о борьбе органов правопорядка с преступниками, что-то наподобие «Пародии на плохой детектив» Владимира Высоцкого, причём для идеологической диверсии против всего, «что ценим мы и любим, чем гордится коллектив», даже не потребовалось шпионов2 как таковых. Не просто же так Сеня обрушивается на дражайшую с громкими упрёками после того, как она пришла к «закономерному» выводу, что мужа, такого доверчивого и доброго, там завербовали. Вот только старший экономист, являющийся трезвенником, но позволяющий себя опоить (слабовольный?), любящий семью, но поддающийся соблазнению (морально нестойкий?), всё прекрасно понимающий, но легко вводимый в заблуждение (наивный?), на поверку оказывается не промах. Богатый житейский (включая фронтовой!) опыт заставляет внутренне быть наготове – и не существовать по принципу «дуракам всегда везёт»: устроенная на свою голову капитаном проверка, равно как и сорвавшаяся ловушка Лёлика, это демонстрируют весьма красноречиво… Сам материал в полном соответствии с законами эксцентрики («экс-центрики») играючи выходит из-под власти жёстко заданных тематических и повествовательных схем и стереотипов, когда едва не каждый персонаж, выразительная деталь или меткая реплика норовят стать самодовлеющими. Вот, казалось бы, случайный предмет – выпавший у Козодоева из-за пазухи нательный крестик, а служит поводом для едкого антиклерикального выпада, приводя к сущему помрачению рассудка (с видением святого отрока, шествующего по водам под торжественное церковное пение), к которому, надо полагать, предрасположен «истинно» верующий проходимец. Или навязчивая заботливость управдома, неустанно блюдущей общественную мораль (помимо прочего – любящей сидеть на скамейке в компании сплетничающих старушек и раздающей указания сопровождающим её подхалимам), выступая самозваным другом человека. Или попытка совращения эффектной Анной Сергеевной, заманившей в гостиничный номер (под предлогом уступки халата с перламутровыми пуговицами, то есть ширпотреба, что само по себе немаловажно) под душераздирающую песню о бушующей лаве любви. Что это: реализация тайных мечтаний добропорядочного мужчины или смертельная опасность?.. Притом что ранее, на задворках восточного города, дилеммы не возникало: «русо туристов – облико морале», и точка.

Бриллиантовая рука / Brilliantovaya ruka (1969): кадр из фильма
Песня про зайцев

Перечислять отдельные находки можно долго, почти бесконечно, как никто не запрещает и узреть в каждой детали (вплоть до цвета автомобиля и упоминания в разговоре Нью-Йорка) особый умысел, укладывающийся в стройную, внутренне непротиворечивую и всеобъемлющую трактовку, предложенную, например, авторами под коллективным псевдонимом Руслан Семёнов. Если за океаном примерно в то же самое время увидел свет «Выпускник» /1967/, побудивший американцев со здоровым смехом взглянуть на ключевые проблемы современности (конфликты буржуазных отцов и детей-бунтарей, назревающая «сексуальная революция» и т.д.), то «Бриллиантовая рука» возымела похожее действие применительно к советской аудитории. Сложно не прочувствовать редкостную прозорливость кинематографистов (и её прочувствовала публика, позволив картине – с невероятным результатом в 76,7 млн. проданных билетов – стать абсолютным лидером кинопроката), интуитивно уловивших смену вех. Разгар съёмок пришёлся на одну из главных провокаций против СССР и всего послевоенного мироустройства, пресечённую решительно, без лишних жертв, но с невосполнимым (по сути, неизбежным) ударом по престижу дела социалистического строительства. Однако свёртывание так называемой «пражской весны» в Чехословакии, куда наши соотечественники были массово направлены отнюдь не по туристической путёвке (и не на теплоходе!), стало частью более глобального процесса – перехода от хрущёвского правления, получившего нелепое название «оттепель», к курсу Леонида Ильича Брежнева. Выставляя в забавном свете (но принципиально – без глумления и циничного уничижения) отдельные аспекты бытования общества, Леонид Иович одновременно призывал к размышлению. Что следует делать, чтобы избежать участи несчастных людей-дикарей с острова невезения, вроде и не бездельников, и не уподобиться зайцам, боящимся волка и совы, но преспокойно косящим волшебную трын-траву?.. Как не попасться в расставленные сети и, наоборот, перехитрить опасных жуликов? Как не потерять доверие окружающих, включая любимую жену? При всей кажущейся нескладности и несобранности (вспомним, как он механически кладёт в сетку с продуктами пистолет, выданный на всякий пожарный случай сотрудником милиции в штатском), при совершенно негероической наружности Семён Семёнович оказывается подлинным героем. И личным примером доказывает, что в жизни обязательно найдётся место подвигу – и что настоящий человек и мужчина, какого и пыталось воспитать в каждом советское общество, совершить этот подвиг всегда готов.

.

__________
1 – Имеются в виду «Когда деревья были большими» /1962/ и «Ко мне, Мухтар!» /1965/.
2 – Хотя ряд прозрачных намёков даёт веские основания предположить, что режиссёр был знаком с «бондианой» (в частности, с лентой «Живёшь только дважды» /1967/).

Прим.: рецензия публикуется впервые


 


Материалы о фильме:
Руслан Семёнов. БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА; КОСТЯНАЯ НОГА ? ЛИБО ЖИЗНЬ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ. Второй смысловой ряд фильма «Бриллиантовая рука». – СПб: Общественная инициатива, 2003.
Машкова Анастасия. Побег с острова невезения // Видео-Асс Известия. – 1998, № 2 (37). – С. 114-115.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+