Бриллианты навсегда / Diamonds Are Forever (1971)

Бриллианты навсегда / Diamonds Are Forever (1971): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Бриллианты вечны» / «Алмазы вечны» / «Алмазы навсегда» (варианты перевода названия), «Бриллианты навсегда» Яна Флеминга» / «Ian Fleming’s Diamonds Are Forever» (Великобритания и США: полное название).

Великобритания.

Продолжительность 120 минут.

Режиссёр Гай Хэмилтон.

Авторы сценария Ричард Мэйбаум, Том Манкевич по роману Яна Флеминга (без указания в титрах).

Композитор Джон Бэрри.

Оператор Тед Мур.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, криминальный фильм, триллер

Краткое содержание
Отрапортовав руководителю, известному под инициалом М (Бернард Ли), о долгожданной ликвидации Эрнста Ставро Блофелда (Чарльз Грэй), Джеймс Бонд (Шон Коннери) получает новое ответственное задание. Агенту 007 предстоит расследовать обстоятельства пропажи огромного количества бриллиантов с копей в Южной Африке. След ведёт в Соединённый Штаты Америки…

Также в ролях: Джилл Сент-Джон (Тиффани Кейс), Лана Вуд (Пленти О’Тул), Джимми Дин (Уиллард Уайт), Брюс Кэбот (Сэксби), Паттер Смит (мистер Кидд), Брюс Гловер (мистер Уинт), Норман Бертон (Феликс Лайтер), Джозеф Фёрст (доктор Метц), Десмонд Ллевелин (Кью), Леонард Барр (Шэди Три), Лоис Максвелл (Манипенни), Маргарет Лэйси (миссис Уистлер), в эпизоде Сэмми Дэвис-мл. (игрок в казино, сцены удалены), Валери Перрен (без указания  в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.05.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Бриллианты навсегда / Diamonds Are Forever (1971): кадр из фильма
Бонд на Луне… и без скафандра!

По тому ожесточению, с каким Джеймс Бонд в экспозиции добывает сведения о местонахождении Эрнста Ставро Блофелда (в том числе у прекрасной девушки, которую не соблазняет по старой привычке, а… принимается с ходу душить!), несложно догадаться, чего Шону Коннери стоило вернуться к образу, нелюбимому и преданному публичной анафеме. Продюсеры Альберт Р. Брокколи и Гарри Зальцман, столкнувшиеся с отказом Джорджа Лэзенби и не рискнувшие затевать новый полноценный конкурс на вакантное место1, сумели «завербовать» его неслыханным по тем временам гонораром в $1,25 млн., справедливо рассудив, что лучше переплатить кумиру – и сэкономить на… специальных эффектах. В отместку актёр, словно досадуя на собственную сговорчивость и слабохарактерность, выставил агента 007 в предельно жёстком и циничном виде, что особенно бросается в глаза по контрасту с манерой исполнения (куда менее серьёзной и суровой, откровенно ироничной) Роджера Мура, вскоре пришедшего на смену. В каком-то смысле экранный герой стал ближе к тому Джеймсу, которого сам Ян Флеминг описал на страницах романов, не только одноимённого, вышедшего из печати ещё в 1956-м году… И всё-таки метаморфоза Бонда оказалась не главным сюрпризом.

Бриллианты навсегда / Diamonds Are Forever (1971): кадр из фильма
Заклятый враг

Развёртывание значительной (если не ошибаюсь, большей) части действия на земле Соединённых Штатов, где сотруднику МИ-6 оказывает всестороннюю поддержку старый знакомый, коллега из ЦРУ Феликс Лайтер, обусловлено вполне логичным стремлением вернуть циклу повышенный интерес заокеанской публики. И расчёт в целом оправдался2! Но авторы невольно подложили свинью союзникам, затронув мимолётом и как бы в шутку несколько болезненных для них тем. Прежде всего это касается разоблачительного эпизода, когда агент 007, проникнув в засекреченные лаборатории Уилларда Уайта, прерывает… съёмку очередных «хроникальных» кадров пребывания астронавтов на Луне – и даже угоняет луноход, спасаясь на нём от преследователей. Конечно, сомнения в подлинности разрекламированных НАСА и правительством США успехов в высадке человека на спутник Земли озвучивались и раньше – но лента увидела свет за пять лет до знаменитой книги Билла Кейсинга «Мы никогда не были на Луне», послужившей «официальным» стартом одной из самых распространённых современных теорий заговора. Причём здесь важен нюанс: фальсификация материалов ведётся во владениях всесильного дельца (без пояснения относительно того, по его ли прямому указанию или же – по инициативе организаторов похищения), владельца заводов, газет, пароходов и здания с огромной надписью «The Whyte House». Прозрачный намёк (название означает всего-навсего «Дом Уайта», но произносится, как «The White House», то есть «Белый дом») на одного из истинных, теневых хозяев сверхдержавы, встречу с которым организовать сложнее, чем переговоры с Президентом, звучит ещё двусмысленнее из-за придания Уилларду сходства с подлинным магнатом – разумеется, с Говардом Хьюзом, чьим сотрудником долгое время был артист Джимми Дин. Впрочем, Гай Хэмилтон в итоге подводит к нехитрой мысли, что гораздо опаснее космической гонки (и её составляющей – гонки лунной) между СССР и США крупномасштабные аферы таких неисправимых проходимцев с манией величия и бесконтрольной тягой к стяжательству, как №1 СПЕКТРа. Ничего удивительного: потребность обывателя в красивых мифах так же вечна, как бриллианты.

.

__________
1 – Хотя среди кандидатов рассматривался… Бёрт Рейнольдс, стопроцентный американец.
2 – При бюджете $7,2 млн. кассовые сборы составили $116 млн., из них $43,8 млн. (пятое место в сезоне) пришлось на североамериканский прокат.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Вяткин Андрей. Видеокомпас. Бондиана // Советский экран. – 1990, № 4. – С. 30-31.
Телингатер Елена. Роджер Мур – герой Нового Старого Света // Видео-Асс Экспресс. – 1994, № 26. – С. 36-44.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+