Будучи там / Being There (1979)

Будучи там / Being There (1979): постер

Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другое название: «Находясь там» / «Эффект присутствия» / «Садовник» (варианты перевода названия), «Чэнс» / «Chance».

США.

Продолжительность 130 минут.

Режиссёр Хэл Эшби (номинация на «Золотой глобус»).

Авторы сценария Ежи Косинский (номинация на «Золотой глобус»), Роберт К. Джонс (без указания в титрах) по роману Ежи Косинского.

Композитор Джонни Мэндел.

Оператор Калеб Дешанель.

Жанр: комедия, драма

Краткое содержание
Чэнс (Питер Селлерс, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар») всю жизнь трудился садовником в частном доме и получил представления об окружающем мире исключительно из телевизионных передач. Неожиданная смерть хозяина, называемого просто «стариком», приводит к тому, что бедный и наивный работник оказывается на улице. Однако волею судеб Чэнс становится гостем в роскошном особняке одного из самых влиятельных людей страны, произведя сильное впечатление добротой и мудростью и на самого престарелого Бенджамина Тёрнбалла Рэнда (Мелвин Дуглас, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), и на его супругу Ив (Ширли МакЛейн, номинация на «Золотой глобус»), и даже – на Президента США (Джек Уорден).

Также в ролях: Ричард Дайсарт (доктор Роберт Алленбай), Ричард Бейсхарт (Владимир Скрапинов), Рут Аттавэй (Луиза), Дэвид Кленнон (Томас Фралкнлин), Фрэн Брилл (Салли Хейс), Дениз ДюБарри (Джоанна Франклин), Отейл Бёрбридж (Лоло), Илья Баскин (Карпатов), в эпизоде Хэл Эшби (человек в Washington Post, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.01.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Будучи там / Being There (1979): кадр из фильма
Неожиданный роман

Есть своя высокая справедливость в том, что этот фильм появился на свет стараниями Питера Селлерса, сумевшего легко убедить писателя Ежи Косинского, что он является идеальным кандидатом на роль Чэнс, но столкнувшегося с непробиваемым скепсисом голливудских студий. Лишь зрительский успех новых комедий из цикла про Розовую пантеру подвигнул продюсеров запустить проект в реализацию… Если принять во внимание упомянутые обстоятельства, уже не станешь упрекать в тщеславии великого комика, возмутившегося поступком режиссёра, который без согласования использовал в качестве фона для финальных титров нарезку из неудачных дублей (что, кстати, впоследствии станет распространённым приёмом). По мнению Питера, подобная вольность стоила ему премии «Оскар»1, поскольку разрушила атмосферу, с такой бережностью и любовью поддерживавшуюся на протяжении всего повествования…

Будучи там / Being There (1979): кадр из фильма
Садовник и… государственник

Впрочем, всё это уже не имеет особого значения – хотя бы потому, что картина Хэла Эшби стала, по всеобщему признанию, наивысшим достижением Селлерса за последние годы, если не за всю долгую и насыщенную карьеру. Запоздало выяснилось, что он обладал не только уникальным талантом эксцентрика и редкостным даром перевоплощения. Чэнс производит впечатление чуть ли не посланника далёкой цивилизации, взирающего на людское общество чистым, незамутнённым взглядом, и его шествие по улицам, эскалатору метрополитена и автострадам Вашингтона не случайно воспринимается2 величественной Космической Одиссеей – пусть и в миниатюре. Будучи там… Марксова максима о бытии, определяющем сознание, не подвергается сомнению – лишь остроумно обыгрывается, художественно и философски осмысливается в одной из самых необычных своих вариаций. Что будет, если наложить картину мира, упорно и агрессивно навязываемую посредством телевидения, на элементарные истины, почерпнутые из непосредственного, эмпирического постижения простых, но исполненных высокой мудрости, вечных законов Природы? Косинский и Эшби не случайно проводят аналогию с неувядающим литературным памятником эпохи Просвещения, заложившей основы для глобальных метаморфоз (в первую очередь – в сфере идеологии и обработки информации) нового и новейшего времени, доказывая, что для Кандида конца XX столетия призыв просто «возделывать наш сад» по-прежнему остаётся актуальным. Более того, кажется настоящим откровением и наиболее уважаемым, облечённым властью членам общества, начиная с главы страны. Фраза «Жизнь – это состояние ума», высеченная на монументе мистера Рэнда, замечательно характеризует тот смысл человеческого существования, который интуитивно доступен человеку-загадке с «говорящим» именем Чэнс, т.е. ‘шанс’, и… ускользает от понимания большинства современников. Опыт картины «Будучи там» оказался исключительно полезен для кинематографа, особенно западного, даже несмотря на то, что чаще – использовался сравнительно примитивно, сводясь к поверхностной и быстро устаревающей сатире.

.

__________
1 – Правда, Американская киноакадемия всё же отметила золотой статуэткой его коллегу, и картина неплохо прошла в кинопрокате, собрав $30,18 млн.
2 – Мгновенно улавливаемая музыкальная цитата из кубриковского шедевра, хотя и носит слегка иронический оттенок, по-настоящему глубока.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Цыркун Н. Что смотрят в мире на видео // Видео Дайджест. – 1990, № 3. – С. 24-32.
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 04. – С. 29.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+