Бутч Кэссиди и Санденс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid (1969)

Бутч Кэссиди и Санденс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid (1969): постерПолнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Буч Кэссиди и Санденс Кид» / «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» / «Бутч Кэссиди и Малыш Санденс» / «Банда «Дырка в стене» / «Банда «Дыра в стене» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 110 минут.

Режиссёр Джордж Рой Хилл (номинация на «Оскар»).

Автор сценария Уильям Голдман (премия «Оскар»).

Композитор Берт Бахарач (премия «Оскар»).

Оператор Конрад Л. Холл (премия «Оскар»).

Жанр: биографический фильм, криминальный фильм, вестерн

Краткое содержание
Находчивый, ироничный, щедрый, в меру легкомысленный Бутч Кэссиди (Пол Ньюман), являющийся непререкаемым лидером банды налётчиков на банки и поезда, и его закадычный друг Санденс Кид (Роберт Редфорд), не имеющий себе равных среди стрелков, вели беспечную жизнь, промышляя опасным ремеслом и водя за нос служителей закона. Ситуация кардинальным образом изменилась после того, как приятели имели неосторожность дважды ограбить экспресс, принадлежащий мистеру Гарриману. Отряд преследователей, укомплектованный железнодорожным магнатом лучшими из лучших, не оставляет Бутчу и Санденсу шансов на выживание… Кэссиди предлагает Киду, а также его любимой женщине Этте Плейс (Кэтрин Росс) покинуть Соединённые Штаты и отправиться в благословенный край — Боливию.

Также в ролях: Строзер Мартин (Перси Гаррис), Генри Джонс (продавец велосипедов), Джефф Кори (шериф Бледсоу), Джордж Фёрт (Вудкок), Тед Кэссиди (Харви Логан), Кеннет Марс (маршал), Сэм Эллиотт (игрок в карты)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.10.2014

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Бутч Кэссиди и Санденс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid (1969): кадр из фильма
Лучшие друзья

«Членов банды «Дыра в стене», возглавляемой Бутчем Кэссиди и Санденсом Кидом, уже нет в живых… Но когда-то они правили Западом!». Однако громкий эпиграф не случайно фигурирует в «кадре в кадре» – на условном кинополотне, где под треск старого кинопроектора демонстрируются стилизованные под «великий немой» фрагменты из фильма, некогда увековечившего подвиги знаменитого тандема. Уже пролог, отличающийся тем же цветовым решением, предуведомляет двусмысленная фраза: «Большинство из того, что будет показано, – правда». А главное, краткие сцены посещения Бутчем банка в преддверии очередного налёта и урегулирования претензий к Санденсу со стороны партнёра по игре в карты, поначалу не догадывающегося, с кем имеет дело, оказываются, по сути, единственными прямо работающими на распространённую легенду. Как только визуальный ряд перестаёт быть вирированным, озаряясь красками благодатного летнего вайомингского дня, это становится сигналом об обращении к подлинной, а не вымышленной жизни. Долгое время она, жизнь, может оставаться приятным времяпрепровождением, позволяя сообразительному Кэссиди запросто выходить из затруднительных ситуаций, ловко урезонивая громилу Харви Логана (в исполнении Теда Кэссиди – вот так шутка судьбы!), покусившегося на место главаря банды, или как по маслу два раза подряд изымая ценности из сейфа в поезде. Бутч даже позволяет себе с нескрываемым сарказмом наблюдать из окна публичного дома за попытками шерифа соблюсти формальность и организовать погоню, которой всячески противится местное население… Но кто пообещал, что рай с идиллическими прогулками на велосипеде, этом средстве передвижения, за которым будущее, с прекрасной Эттой и под восхитительную песню Raindrops Keep Falling On My Head (премия «Оскар», как и за музыку в целом), продлится вечно?!

Бутч Кэссиди и Санденс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid (1969): кадр из фильма
В трудном положении

Знаменательно, что кинодраматург Уильям Голдман (уступивший сценарий, за который заслуженно получил премию Американской киноакадемии, продюсеру Ричарду Зануку за внушительный гонорар – $400 тыс.) обратился к истории тех же самых личностей, что параллельно стали предметом пристального интереса Сэма Пекинпа, хотя авторы и не использовали повторно, отойдя от фактов, название «Дикая банда», чтобы не вводить публику в замешательство. Казалось бы, именно избранная Джорджем Роем Хиллом лёгкая, ироничная интонация, изредка пронизываемая нотками грусти, обусловила колоссальный – примерно в девять раз выше1, чем у коллеги! – зрительский успех. Только вот в своих главных выводах два столь непохожих произведения, по-разному (но в обоих случаях – радикально!) обновивших эстетику вестерна, оказываются на удивление близки. Причём то и дело разряжающие атмосферу залихватские поступки и остроумные реплики, которыми приятели обмениваются и в самые напряжённые моменты, включая злополучную перестрелку, отдавая себе отчёт, что полученные ранения смертельно опасны, патроны на исходе, а противникам несть числа, нисколько не снижают остроты и… актуальности конфликта.

Бутч Кэссиди и Санденс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid (1969): кадр из фильма
Не разлей вода

Искусность Хилла и Голдмана проявилась в том, что, номинально не отходя от канонов вестерна и не отказываясь от создания впечатляющего зрелища (чего только стоит кадр с неожиданно мощным взрывом, разносящим вдребезги сейф повышенной прочности и весь вагон в придачу!), они смогли явить полноценную притчу, помогающую уразуметь закон неумолимого Времени и иносказательно поведавшую о жгуче современных проблемах. «Будущее всё твоё, ты, паршивый велосипед» – словно отвечает пройдошливому торговцу Бутч. Но дело в том, что в начале XX века Дикий Запад действительно прекратил существование, безжалостно подмятый той железной пятой, о которой писал Джек Лондон. Уже нельзя было позволить, чтобы банки и поезда, являвшиеся ключевыми средствами покорения (в буквальном, военном смысле, пусть и под лозунгом прихода цивилизации в царство варварства) Америки, подвергались угрозам со стороны вольных стрелков. Потрясающая находка авторов – посланный незримым, но оттого не менее могущественным Гарриманом отряд, методично преследующий друзей, обезличен, символизируя собой неотвратимость не справедливости, а возмездия карательного аппарата государственно-олигархической2 системы. Де-факто, не осознавая того (да и не размышляя по данному поводу!), Бутч и Санденс выступали стихийными бунтарями и последними индивидуалистами, всем своим естеством сопротивляющимися механизму тотального подавления, если не порабощения, – и это как раз было с лёту уловлено современниками кинематографистов, провёдшими параллель даже с… Че Геварой, нашедшим последнее пристанище там же. Истинным грехом товарищей обернулась, по мысли авторов, попытка занять противоположную сторону баррикад; вспомним, как Кэссиди признаётся, что ранее… не доводилось убивать людей, и совсем опечаленное лицо Кида, взирающего на результат устроенной бойни, подводя итог: «Вот мы и стали законопослушными». Стоп-кадр (снова вирированный!) с напарниками, бесстрашно ринувшимися навстречу смерти, под нескончаемый, непередаваемо плотный поток хлопков выстрелов, получил не менее важное символическое значение для эпохи, чем образ испещрённого пулями автомобиля Бонни и Клайда и меткие «случайные» выстрелы в двух «беспечных ездоков» на мотоциклах.

Бутч Кэссиди и Санденс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid (1969): кадр из фильма
Банда в сборе

В заключении обязательно хотелось бы добавить, что картина укрепила популярность Пола Ньюмана в качестве выразителя чаяний представителей мятежного поколения (хотя и являвшихся гораздо младше актёра!) и моментально сделала «суперзвездой» Роберта Редфорда. Отменный тандем воссоединится ещё раз, в «Афере» /1973/, вновь под руководством Джорджа Роя Хилла. Но, по иронии судьбы, непосредственно вернётся к своему образу лишь Кэтрин Росс, не сумевшая, к сожалению, надолго задержаться на вершине Олимпа славы.

.

__________
1 – Фильм с большим отрывом возглавил перечень коммерческих лидеров сезона, собрав $96,7 млн. и принеся (при бюджете $6 млн.) $48,6 млн. прокатной платы.
2 – Именно так, и посланный магнатом отряд во главе с легендарным законником Джо Лефорсом плавно сменяют подразделения боливийской полиции и части регулярной армии.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art


 


Материалы о фильме:
Соболев Р. Голливуд. 60-е годы. – М.: Искусство, 1975. – С. 143-145.
Силюнас В. «Крестный отец», блудные сыновья и пасынки Америки // Искусство кино. – 1975, № 3. – С. 145-165.
Свистунов Алексей. Разные лица Роберта Редфорда // Советский экран. – 1988, № 15. – С. 20.
Дудкина Валентина. Роберт Редфорд: Они зовут меня Мистер Санденс // Видео-Асс Сателлит. – 1993, № 05, октябрь. – С. 13-18.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+