Быстрый и мёртвый / The Quick and the Dead (1995)

Ростоцкий Станислав. Вестерн ужасов // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 3. – С. 19-20.

БЫСТРЫЙ И МЕРТВЫЙ

Вестерн ужасов

Действие «Быстрого и мертвого» разворачивается в семидесятых годах прошлого века в маленьком городке на дальнем Западе, носящем многозначительное название Ридемпшен (в переводе с английского – «искупление»). В Ридемпшене властвует некто Ирод (Джин Хэкмен) – отъявленный негодяй, предводитель банды головорезов, которые держат в постоянном страхе горожан, вынужденных на бандитов работать. Каждый год Ирод устраивает состязание по стрельбе, на которое собираются отчаянные искатели приключений со всей окрути.

Чемпионат ведется по немудреным правилам – побеждает тот, кто остается в живых. Победившему полагается приз – 123 тысячи долларов. За все время еще никому не удалось превзойти Ирода в быстроте и меткости. Однако на сей раз у него появилось сразу несколько серьезных противников, которые, в отличие от большинства авантюристов, участвуют в состязании не из-за денег. Бывший соратник Ирода, по прозвищу Священник (Рассел Кроу), в свое время предпочел разбою религию, и теперь вынужден вступить в игру под страхом виселицы. Странная незнакомка Элен (единственная женщина среди стрелков), которую все в городе называют просто Леди (Шерон Стоун), хочет отомстить Ироду, виновному в страшной смерти ее отца. И, наконец Малыш (Леонардо Ди Каприо) – юный сын Ирода, который желает во что бы то ни стало отнять у папаши титул лучшего стрелка… Несмотря на то, что все трое одинаково ловко умеют обращаться с оружием, основное внимание уделено Леди. Это неудивительно, ибо фильм с самого начала был призван стать «фильмом Шерон Стоун». Именно она выбрала в качестве постановщика Сэма Рейми. Выбор был достаточно необычен – до этого времени за плечами у тридцатипятилетнего режиссера был всего один масштабный проект, созданный под сенью крупной студии. – фантастический триллер «Человек тьмы». Все остальные его работы, в первую очередь дилогия «Зловещие мертвецы» и ее продолжение «Армия тьмы», – были принципиально малобюджетными. Это, впрочем, не помешало им стать невероятно популярными и почитаемыми в среде любителей «странного» кино, а сам Рэйми благодаря этим картинам (настолько же страшным, насколько и смешным) был незамедлительно возведен в ранг культовой фигуры. Однако в случае с «Быстрым и мертвым» (кстати, вестерн под таким названием уже был снят в 1987 году Робертом Дэем) режиссер работал уже в совершенно иной «весовой категории».

Бюджет фильма превысил тридцать миллионов долларов, а среди исполнителей главных ролей значились не личные друзья-приятели Рэйми, как это чаще всего случалось в былые годы, а знаменитые актеры (среди не упомянутых – Лэнс Хенрикссен и ветеран жанра Пит Хингл), которых по большей части выбрала та же Стоун, имевшая право решающего голоса. В частности, на роль Священника она ангажировала своего нового возлюбленного Рассела Кроу, в то время как сам Рэйми предполагал пригласить на это место Лайэма Нисона.

Но несмотря на это. «Быстрый и мертвый» не перестал быть фильмом Сэма Рейми. Даже в фильме о Диком Западе он не отказался от своих излюбленных приемов и методов. Режиссеру удалось привнести в патриархальный вестерн элементы «слэпстика» – направления «бульварного» кинематографа, в котором очень черный юмор сочетается с кровавыми и крайне натуралистичными сценами насилия. В итоге фильм стал сильно напоминать своего рода комикс, все составные элементы которого нарочито преувеличены и зачастую даже карикатурны. Съемка ведется в намеренно неожиданных. несвойственных для вестерна ракурсах, напоминающих скорее о японских фантастических мультфильмах, нежели о картинах Клинта Иствуда. А жестокая хореография Леоне и Пекинпа сменяется кровавыми и в то же время забавными хулиганствами в духе «Зловещих мертвецов» – и мы имеем возможность наблюдать за происходящим… сквозь дыру в голове очередного стрелка, оказавшегося не столь стремительным, как его соперник.

Эта чрезмерность чувствуется и в игре актеров: Стоун и Хэкмен как будто заново играют своих былых персонажей (соответственно, из «Специалиста» и «Непрощенного»), но на этот раз возводят знакомые характеры в куб.

Если Стоун мстительница – то уж до невозможности крутая, не скрывающаяся за спиной наемного специалиста, а вершащая правосудие своими руками. И если Хэкмен в «Непрощенном» был просто жестоким хозяином, то здесь он – настоящее исчадие ада. В данной стилистике были бы совершенно неуместны проявления каких бы то ни было любовных отношений, поэтому, несмотря на присутствие секс-бомбы Стоун, ни одной интимной сцены в фильме нет. Впрочем, в запыленных ковбойских одеждах и шляпе-борсалино Стоун выглядит не менее эротично, чем всегда.

Фильм был закончен еще к концу прошлого лета, но на экраны так и не вышел: продюсеры опасались, что «Быстрый и мертвый» повторит судьбу своих собратьев по жанру, провалившихся в прокате. Но и появившись в феврале, картина не принесла ожидаемой прибыли, довольно быстро покинув десятку лидеров. Все же американцы предпочитают более традиционные, хотя во многом и куда более скучные вестерны вроде «Тумстоуна», где верховодят настоящие мужчины, а дамы остаются на втором плане (знаменательно, что и другой феминистский вестерн – «Плохие девчонки» – потерпел в Штатах провал). К тому же, Рэйми остается режиссером «для своих», и широкий зритель вряд ли когда-нибудь примет его правила игры.

А жаль…

Станислав РОСТОЦКИЙ

18

Столь разные кинематографические жанры, как вестерн и фильм ужаса, довольно редко пересекаются между собой. И даже если гидриды подобного рода все-таки появляются на свет, то в лучшем случае их можно назвать не долее чем необычными. Тем не менее это вовсе не означает, что постановщик, специализирующийся на кошмарах, не мажет сделать вестерн. Мастер всегда остается мастером. И фильм «Быстрый и мертвый» режиссера Сэма Рэйми – блестящее тому подтверждение.

19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+