Быть человеком / Being Human (1994)
Лавров Сергей. Лидеры и аутсайдеры американского проката // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 112-113.
РЕЙТИНГ
ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ АМЕРИКАНСКОГО ПРОКАТА
Чемпионами американского проката принято на сегодняшний день считать ленты, набравшие более 100 миллионов долларов. Однако, если в качестве критерия использовать не валовой кассовый сбор, а другие критерии, то можно получить и другие – весьма любопытные – результаты.
ФИЛЬМЫ ВЫПУСКА 1994 года – ЛИДЕРЫ
Известный американский критик Леонард Клади еще три года назад предложил оценивать коммерческий успех фильма не по валовому кассовому сбору, а по коэффициенту прибыли (рентабельности), который рассчитывается как отношение сборов в прокате к бюджету ленты. Этот коэффициент характеризует эффективность вложения средств в производство.
Так вот, по этому критерию коммерческое первенство удерживают, как правило, малобюджетные картины (до 20 млн. долларов) – их пять в десятке лидеров – и среднебюджетные (от 20 до 40 млн.), которых в первой десятке четыре. Высокобюджетные же блокбастеры типа «Правдивой лжи», «Прямой и явной угрозы», «Интервью с вампиром» и «Звездных врат» даже не вошли в наш обзор, хотя и имеют немалую кассу. Комедийную мелодраму «Четыре свадьбы и одни похороны» (имеющую самый высокий коэффициент рентабельности в мировом прокате) в США опередила криминальная сатира К.Тарантино. Обратите внимание, что лидируют не суперстудии, а «минимэйджор» и независимая компания, и лишь на третьем месте «Буэна Виста» с самым кассовым мультфильмом. Преобладает в списке продукция Голливуда, но есть фильмы из Великобритании («Четыре свадьбы и одни похороны»), Австралии («Приключения Присциллы, королевы пустыни») и Тайваня («Есть пить мужчина женщина»).
Хотя последняя лента имеет смешной по нынешним временам бюджет и снята не на английском языке, она вполне конкурентоспособна по эффективности капиталовложений. А имеющий самый большой Box office (как, впрочем, и бюджет) «Форрест Гамп» – лишь на 9-м месте.
При пользовании приводимыми таблицами следует иметь в виду, что бюджеты некоторых фильмов даны с точностью до 1 – 2 млн. долларов, поскольку первоначально объявленный бюджет картины не всегда бывает окончательным. Но на величину коэффициента прибыли такая ошибка практически не влияет.
САМЫЕ РЕНТАБЕЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ ВЫПУСКА 1994 года В ПРОКАТЕ США И КАНАДЫ
(в млн. долларов)
№ | НАЗВАНИЕ | ПРОКАТНАЯ КОМПАНИЯ | БЮДЖЕТ | СБОРЫ | КОЭФФИЦИЕНТ |
1. | Криминальное чтиво* (Pulp Fiction) | Miramax | 9,5 | 106,5 | 11,21 |
2. | Четыре свадьбы и похороны (Four Weddings and a Funeral) | Gramercy | 5,5 | 52,7 | 9,58 |
3. | Лев – царь зверей(The Lion King) | Buena Vista | 38 | 315 | 8,29 |
4. | Тупой и еще тупее* (DumbandDumber) | New Line Cinema | 17 | 126,5 | 7,44 |
5. | Санта-Клаус (The Santa Clause) | Buena Vista | 22 | 144,3 | 6,56 |
6. | Форрест Гамп (Forrest Gump) | Paramount | 55 | 330,1 | 6,02 |
7. | Маска (The Mask) | New Line Cinema | 21 | 120,1 | 5,72 |
8. | Эйс Вентура, сыщик домашних животных (Асе Ventura: Pet Detective) | Warner Bros | 15 | 72,2 | 4,81 |
9. | Есть пить мужчина женщина (Eat Drink Man Woman) | Goldwin | 1,5 | 7 | 4,66 |
10. | Скорость (Speed) | Fox | 36 | 121 | 3,36 |
11. | Приключения Присциллы, королевы пустыни (The Adventures of Priscilla, Queen of the Desert) | Gramersy | 3,5 | 11,6 | 3,31 |
12. | Флинтстоуны (The Flintstones) | Universal | 44 | 135 | 3,07 |
13. | Недостойный негодяй Шейм (A Low Down Dirty Shame) | Buena Vista | 10 | 26,5 | 2,65 |
112
14. | Волк (Wolf) | Sony | 25 | 65 | 2,60 |
15. | Маленькие проказники (The Little Rascals) | Universal | 20 | 51,9 | 2,59 |
16. | Мэверик (Maverick) | Warner Bros. | 40 | 101,6 | 2,54 |
17. | Когда мужчина любит женщину (When a Man Loves a Woman) | Buena Vista | 20 | 50 | 2,50 |
18. | Клиент (The Client) | Warner Bros. | 38 | 92,1 | 2,42 |
* – по состоянию на 1.07.95 прокат продолжался
ФИЛЬМЫ ВЫПУСКА 1994 года – АУТСАЙДЕРЫ
Результат проката в США и Канаде, давший величину коэффициента прибыли, равный единице, считается сомнительным, несмотря на то, что лента доберет еще денег в мировом прокате, в продажах и прокате на видео, кабельных студиях и государственном ТВ. При коэффициенте от 1 до 0,75 картина считается относительно провалившейся, от 0,75 до 0,25 – просто провалившейся, менее 0,25 – провалившейся с треском.
Интересно, что среди «проигравших» присутствуют только средне- и высокобюджетные картины (40 и более млн. долларов), созданные на суперстудиях (кроме «Мирамакс» и «Савой») и имевшие, как правило, хорошую рекламу. Сверхдорогие «Разрушитель», «Полицейский из Беверли Хиллз-3» и особенно «Уайэт Эрп» не перекрыли даже собственного бюджета. Вся убыточная продукция – родом из Голливуда.
Возглавляет список аутсайдеров с провальным результатом 0,04 драма «Быть человеком», за ней следует сатирическая комедия «Доверенное лицо Хадсакера». Не могу сказать, что эти фильмы совсем уж плохие, но американская публика на них не шла. Причины столь сокрушительного фиаско в Америке неясны – ведь многие из этих картин успешно идут в прокате других стран мира.
САМЫЕ УБЫТОЧНЫЕ ФИЛЬМЫ ВЫПУСКА 1994 года США И КАНАДЫ
(в млн. долларов)
№ | НАЗВАНИЕ | ПРОКАТНАЯ КОМПАНИЯ / СТУДИЯ | БЮДЖЕТ | СБОРЫ | КОЭФФИЦИЕНТ |
1. | Быть человеком (To Be a Human) | Warner Bros. | 40 | 1,5 | 0,04 |
2. | Доверенное лицо Хадсакера (HudsuckerProxy) | Warner Bros. | 31 | 2,9 | 0,09 |
3. | Я сделаю все (I’llDo Anything) | Sony | 42 | 10 | 0,24 |
4. | Любовная интрижка (Love Affair) | Warner Bros. | 50 | 18,2 | 0,36 |
5. | Максимальное ускорение (Terminal Velocity) | Buena Vista | 45 | 16,5 | 0,36 |
6. | Уайэт Эрп (Wyatt Earp) | Warner Bros. | 65 | 25 | 0,39 |
7. | Малыш на прогулке (Baby’s Day Out) | Fox | 43 | 16,8 | 0,39 |
8. | Франкенштейн Мэри Шелли (Mary Shelly’s Frankenstein) | Sony | 55 | 22 | 0,40 |
9. | Как справиться с отцом (Getting Even with Dad) | MGM | 43 | 18,4 | 0,43 |
10. | Цвет ночи (Color of Night) | Buena Vista | 43 | 19,7 | 0,45 |
11. | Плохие девчонки (Bad Girls) | Fox | 30 | 15,2 | 0,51 |
12. | Перекресток (Intersection) | Paramount | 40 | 20,9 | 0,52 |
13. | Чудо на 34-йулице (Miracle on 34th Street) | Fox | 30 | 16,9 | 0,56 |
14. | Полицейский из Беверли Хиллз-3 (BeverlyHillsСор 3) | Paramount | 70 | 42,6 | 0,61 |
15. | Человек Ренессанса (Renaissance Man) | Buena Vista | 40 | 24,3 | 0,61 |
16. | Побег невозможен (No Escape) | Savoy | 25 | 15,3 | 0,61 |
17. | Побег (The Getaway) | Universal | 25 | 16,1 | 0,64 |
18. | Я люблю неприятности (I Love Trouble) | Buena Vista | 45 | 31,1 | 0,70 |
Сергей ЛАВРОВ
113
Добавить комментарий