Чаплин / Chaplin (1992)

Дебре Арно. «Чаплин» – покров из латекса // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 14. – С. 11.

«ЧАПЛИН» – ПОКРОВ ИЗ ЛАТЕКСА

ЧАПЛИН (Chaplin)

Великобритания-США, 1992, 143 мин. Реж. Ричард Аттенборо. В ролях: Роберт Дауни мл., Дэн Эйкройд, Джералдин Чаплин, Кевин Данн, Энтони Хопкинс, Милла Йовович, Джеймс Вудс.

Восьмой полнометражный фильм знаменитого английского режиссера сэра Ричарда Аттенборо, которому в этом году исполняется 70 лет, снова, как и три предыдущих, биографический. В 1972 году вышла его лента «Молодой Уинстон» о юности Уинстона Черчиля. В 1982 появился «Ганди», усыпанный «Оскарами», а через пять лет зрители увидели ленту «Клич свободы» о негритянском лидере Стивене Бико. И вот новая работа – фильм «Чаплин». Сценарий Уильяма Бойда, Брайана Форбса и Уильяма Голдмана основан на книге «Моя автобиография» самого Чаплина и на книге Дэвида Робинсона «Чаплин, его жизнь и искусство». Специалист по «рискованным» фильмам и фильмам с огромным бюджетом, Ричард Аттенборо снимает их, как некоторые ходят на рыбалку. Он всегда имеет несколько хороших приманок. В «Чаплине», в частности, хорошая удочка – это великолепный состав исполнителей – от Джеймса Вудса до Энтони Хопкинса, а также оператор Свен Нюквист, работавший раньше с Бергманом и Вуди Алленом. Крючок – сам Чарли Чаплин, а наживка – конечно же! – композитор Джон Бэрри. Как вы думаете, клюнет? … Конечно! Для старых форелей Голливуда, которые бросятся к нему с Оскаром в руках! Что касается нерешительных карпов, которые два раза подумают, прежде чем что-либо сделают, то они предпочитают плавать в глубинах в поисках другого червяка…

Постановка Аттенборо – это ода архаизму, настолько совершенная, что сделай кто-нибудь попытку снять по-другому, это показалось бы нам нелепым. Замедленные проекции, ускоренные флэшбэки, не хватает только – как в начале века – пианино в зале! Режиссер сталкивается с проблемой двух с половиной часов экранного времени. Реальной биографии реального персонажа ему не хватило и он придумывает, выдумывает, задумывает биографические случайности: некоторые из которых могли произойти, а иные – никогда.

Почти всегда такой режиссерский «полет» – сила фильма, но для Аттенборо он становится ахиллесова пятой: слишком озабоченный человеческой личностной стороной своего героя, он не успевает подумать о том, что же сделало автора «Огней большого города» столь неподражаемым: его творческие поиски, его работа. Вот тогда зритель вспоминает о великолепном документальном фильме Кевина Броунлоу и Дэвида Гилла, созданном «Темз Телевижн», которому (только!) за три часа удалось раскрыть оба аспекта, жизнь великого героя и его творчество…

Роберт Дауни-младший, даже когда он не загримирован как актер, похож на стареющего Чаплина, особенно в последние годы его жизни. Это сходство было всегда? Или стало оно настолько явным после этой роли? Как оценить фильм в целом?

К сожалению, столь маститый коллектив не смог создать увлекательное для критиков (и широких масс – в этом они оказались едины) зрелище. Что тому виной – огромная, более двух с половиной часов продолжительность картины, или архаичная работа режиссера, или не выигрышный способ подачи материала, или не самая интересная на сегодняшний день тема – трудно сказать, однако не только подростки – постоянные зрители и основной источник поступления денег в кассы кинотеатров (на них вообще было трудно рассчитывать в случае с этой картиной), но и более взрослые зрители отнеслись к фильму весьма прохладно.

Арно Дебре

11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+