Че Гевара: дневники мотоциклиста / Diários de Motocicleta / The Motorcycle Diaries / Diarios de motocicleta (2004)

Че Гевара: дневники мотоциклиста / Diários de Motocicleta / The Motorcycle Diaries / Diarios de motocicleta (2004): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Дневники мотоциклиста» (вариант перевода названия), «Путешествие молодого Че» / «Die Reise des jungen Che» (ФРГ), «Дневник путешествия» / «Carnets de voyage» (Франция), «Путешествие на мотоцикле» / «Voyage a motocyclette» (Франция: фестивальное название).

Аргентина, США, Чили, Перу, Бразилия, Великобритания, ФРГ, Франция.

Продолжительность 126 минут.

Режиссёр Вальтер Саллес.

Авторы сценария Хосе Ривера (номинация на «Оскар») по книгам Эрнесто «Че» Гевары и Альберто Гранадо.

Композитор Густаво Сантаолалла.

Оператор Эрик Готье.

Жанр: биографический фильм, драма

Краткое содержание
В 1952-м году Эрнесто Гевара (Гаэль Гарсиа Берналь), для друзей «Фьюзер», которому осталось сдать несколько экзаменов, чтобы получить диплом доктора медицины, принимает предложение закадычного приятеля, биохимика Альберто Гранадо по прозвищу «Миаль» (Родриго де ла Серна), совершить на мотоцикле путешествие по Южной Америке — от Буэнос-Айреса до Перу. Товарищей ждёт немало суровых испытаний, но… есть ли иной способ открыть для себя разные стороны жизни?

В ролях: Мерседес Морна (Селия де ла Серна), Жан-Пьер Ноэр (Эрнесто Гевара Линч), Миа Маэстро (Чичина), Лукас Оро (Роберто Гевара), Марина Глезер (Селита Гевара), София Бертолотто (Анна Мария Гевара), Франко Солацци (Хуан Мартин Гевара), Риккардо Диас Мурель (дядя Хорхе), Факундо Эспиноса (Томас Гранадо), в эпизоде Альберто Гранадо (в качестве самого себя).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.04.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Че Гевара: дневники мотоциклиста / Diários de Motocicleta / The Motorcycle Diaries / Diarios de motocicleta (2004): кадр из фильма
Наприятности по пути

Бразилец Вальтер Саллес получил международное признание благодаря «Центральному вокзалу» /1998/ – бесхитростному, но трогательному и, вопреки всему, оптимистичному, возвышающему душу рассказу о простых людях. Одно это обстоятельство должно было развеять опасения скептиков на предмет того, как бы обращение к личности легендарного команданте не обернулось банальной данью моде на атрибутику герилья (вроде футболок с растиражированным изображением Че со знаменитой фотографии Альберто Корды «Героический партизан»), по-прежнему культивируемой в среде обеспеченных представителей «среднего класса». Или, скажем, отблеском ностальгии по бунтующим 1960-м, тем более что косвенно затронута «байкерская» тема, а функции исполнительного продюсера взял на себя Роберт Редфорд, в поступках чьего Санденса Кида (наряду с ньюмановским Бутчем Кэссиди) кинокритик Рис Эрлих1 не случайно пытался найти влияние Гевары2. По сути, Саллес и кинодраматург Хосе Ривера (он уступил «Оскар» сценаристам тематически схожей ленты «На обочине» /2004/), взявший за основу книги воспоминаний отважных путешественников, «Заметки во время поездки» и «С Че по Латинской Америке», вполне сознательно обходят молчанием самую славную – общеизвестную – часть биографии выдающейся личности, принципиально сосредотачиваясь на другом.

Че Гевара: дневники мотоциклиста / Diários de Motocicleta / The Motorcycle Diaries / Diarios de motocicleta (2004): кадр из фильма
Дорогой дневник

Вообще говоря, параллели с заокеанским (не столько голливудским, сколько «независимым») кинематографом периода движения «хиппи» и массовых протестов против вьетнамской войны будут небесполезны. Слишком быстро и как-то незаметно из американской кинопродукции выветрился дух свободы, куда основательнее впитанный режиссёрами из других стран (и частей света!). Но «Че Гевара: дневники мотоциклиста» в значительной степени расходится даже с вершинными road movies – шедеврами Артура Пенна, Денниса Хоппера, Джорджа Роя Хилла, являвшихся слишком честными и проницательными художниками, чтобы обойти молчанием оборотную сторону воспеваемого индивидуализма. Пресловутой «свободы от…» – той самой, что послужила отправной точкой и для Эрнесто с Альберто, постепенно пришедших к приятию как высшей ценности «свободы для…». Свободы во благо других людей, остро нуждающихся в услугах квалифицированных врачей или хотя бы – в посильной материальной поддержке и эмоциональном участии. Свободы ради того, чтобы попытаться сделать мир, вопиюще жестокий и несправедливый, лучше.

Че Гевара: дневники мотоциклиста / Diários de Motocicleta / The Motorcycle Diaries / Diarios de motocicleta (2004): кадр из фильма
От народа — не далеки

Слова «Фьюзера» о том, что оставленные позади четыре тысячи километров превратили его в совсем другого человека, не кажутся преувеличением или, хуже того, красивой позой. Начавшееся от избытка сил, жажды новых впечатлений и юношеского желания испытать себя на выносливость и стойкость, странствие на мотоцикле, пешком, на попутных машинах и кораблях помогло определиться с высокой целью, во имя достижения которой не жалко и положить жизнь. Подобно тому, как в шутку говорил за большевиков Владимир Маяковский, что «мы диалектику учили не по Гегелю», Гевара мог с полной ответственностью заявить, что постигал марксизм в гуще действительности, поверяя философские и социологические выкладки практикой. Заключительным титрам предшествуют кадры с людьми, встречавшимися товарищам по пути: супружеской парой коммунистов, преследуемых за политические убеждения; измученными, вечно голодными шахтёрами; крестьянами, согнанными новым хозяином с земли; мальчишкой, рассказавшим об остатках наследия некогда величественной цивилизации инков, уничтоженной испанцами; врачами и пациентами лепрозория… Судьба самоотверженного революционера, замечательно сыгранного мексиканцем Гаэлем Гарсиа Берналем (а аргентинец Родриго де ла Серна, по знаменательному совпадению, оказался… родственником Эрнесто по материнской линии), не осталась в прошлом. Она растворилась в будущем Латинской Америки, мало в чём изменившейся за прошедшие полвека – и по-прежнему ждущей шанса на возрождение.

.

__________
1 – Berkley Tribe, October 10-16, 1969.
2 – Кроме того, много позже актёр снимется в мелодраме «Гавана» /1990/, прямо посвящённой свержению режима Батисты.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+