Человек-амфибия / Chelovek-Amfibiya (1961)

Человек-амфибия / Chelovek-Amfibiya (1961): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Человек-амфибия» / «Amphibian Man» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 96 минут.

Режиссёры Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский.

Авторы сценария Акиба Гольбурт, Алексей Каплер, Александр Ксенофонтов по роману Александра Беляева.

Композитор Андрей Петров.

Оператор Эдуард Розовский.

Жанр: мелодрама, научная фантастика

Краткое содержание
Жители Буэнос-Айреса напуганы новостью о появлении в прибрежных водах таинственного существа, получившего от представителей прессы хлёсткое прозвище «морской дьявол». Педро Зурита (Михаил Козаков), жестокий владелец артели ловцов жемчуга, не верит в кривотолки и газетные утки, но меняет мнение, увидев, как тот спасает от акулы прекрасную Гуттиэре (Анастасия Вертинская, озв. Нина Гуляева), в которую давно и безнадёжно влюблён. Зурита предлагает Бальтазару (Анатолий Смиранин), отцу девушки, старому моряку и своему должнику, прощение долгов и партнёрство, если он выдаст дочь замуж и поможет изловить пресловутого «морского дьявола».

Также в ролях: Владимир Коренев (Ихтиандр), Юрий Родионов (Ихтиандр, озв.), Николай Симонов (доктор Сальватор), Владлен Давыдов (журналист Ольсен), Нина Большакова (кафешантанная певичка), Нонна Суханова (кафешантанная певичка, озв. – исполнение песни «Эй, моряк!»), Анатолий Иванов (Ихтиандр, дублер в сложных подводных кадрах), Анна Никритина (мать Зуриты).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.05.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Человек-амфибия / Chelovek-Amfibiya (1961): кадр из фильма
Человек-амфибия взирает на мир

Если «Небо зовёт» /1959/ и «Планета бурь» /1961/ удостоились сомнительной чести попасть в американский кинопрокат в радикально трансформированном (чтобы не сказать – «изуродованном») виде, после досъёмки ряда сцен, с изменёнными именами героев и мест действия1, то в отношении «Человека-амфибии» Голливуд, в том числе в лице оборотистого продюсера Роджера Кормана, подобную процедуру проделать не посмел. Наоборот, советские кинематографисты получили нешуточный повод для гордости, обойдя «фабрику грёз» в заочном состязании! Дело не только в попытке студии Уолта Диснея экранизировать одноимённый роман Александра Беляева, написанный ещё в 1927-м (опубликован годом позже) и по праву причисленный к классике отечественной литературной фантастики, от которой в итоге отказались из-за непреодолимых технических трудностей. На фоне постановки Владимира Чеботарёва и опытного (со стажем в двадцать с лишним лет!) Геннадия Казанского такие признанные жанровые образчики из-за океана, как «20000 льё под водой» /1954/ (именно диснеевская киноверсия книги Жюля Верна) и «Чудовище из Чёрной лагуны» /1954/, право, изрядно меркнут… Пожалуй, лишь благодаря кульминационной баталии аквалангистов в «Шаровой молнии» /1965/ пальма первенства перейдёт к Западу. За исключением  легендарной «Великолепной семёрки» /1960/, детище тандема режиссёров легко обошло конкурентов, и картина, собрав аудиторию в 65,4 миллионов человек, возглавила (правда, всего на три года) список отечественных лидеров кинопроката.

Человек-амфибия / Chelovek-Amfibiya (1961): кадр из фильма
Ихтиандр и Гуттиэре

Подводные съёмки проведены на высоком (для своего времени, безусловно, высочайшем) уровне, покоряя зрителей неописуемой красотой картины, открывающейся взору ныряльщика на морском дне, представления о которой человек-амфибия пытается донести до людей, причём авторы относительно редко2 прибегают к спасительным монтажным ухищрениям. Но даже это великолепие невольно блекнет на фоне высокой драмы, так выразительно разыгранной замечательными актёрами. Есть в ленте что-то от шекспировского накала страстей, причём если Ихтиандр и Гуттиэре неизбежно вызвали в памяти Ромео и Джульетту, то дон Зурита в исполнении Михаила Козакова мог бы напомнить Отелло, если б безжалостный делец вообще был достоин сравнения с благородным венецианским мавром. Развязка, когда сын доктора Сальватора вынужден расстаться с любимой, поскольку, содержавшийся в тюрьме в воде, не может больше дышать воздухом, тоже позволяет охарактеризовать фильм печальнейшей на свете повестью… Но если у Уильяма Шекспира олицетворением общественных сил, не позволявших надеяться на личное счастье двум влюблённым, выступали кланы Монтекки и Капулетти, то на сей раз критике подвергается сам капиталистический уклад. Увиденный глазами Ихтиандра, Буэнос-Айрес предстаёт воистину городом контрастов3, в котором блеск залитых искусственными огнями улиц с дорогими автомобилями (вспомним выразительный кадр – отражение героя в логотипе Mercedes-Benz) и кафешантанов, где звучит зажигательная джазовая песня на злобу дня, соседствует с вопиющей нищетой трущоб. Однако полнее всего лучшие традиции социалистического реализма раскрываются в сцене полемики Сальватора с Ольсеном, журналистом левых воззрений, который доказывает бесплодность чаяний учёного построить справедливое общество в безднах океана, изобильного и щедрого на дары. Логика развития экранных перипетий подтверждает, что наука сама по себе не является панацеей от социальных проблем – от разделения людей на бедное большинство и состоятельную элиту. И никакого утешительного «хэппи-энда»…

.

__________
1 – Стали «Битвой за пределами Солнца» /1962/ и «Путешествием на доисторическую планету» /1965/ стараниями соответственно Фрэнсиса Копполы и Кёртиса Харрингтона.
2 – В частности, в краткой сцене спасения девушки от акулы.
3 – По иронии судьбы, натурой послужил тот же самый район Баку, что выберет Леонид Гайдай для стамбульских эпизодов «Бриллиантовой руки» /1968/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Ревич Всеволод. Клокочущая пустота. Или почему у нас нет кинофантастики? // Фантакрим MEGA. – 1991, № 4. – С. 66-69.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+