Человек из стали / Man of Steel (2013)
Другие названия: «Стальной человек» / «Человек из Стали» (варианты перевода названия).
США, Канада, Великобритания.
Продолжительность 143 минуты.
Режиссёр Зак Снайдер.
Автор сценария Дэвид С. Гойер по сюжету Дэвида С. Гойера и Кристофера Нолана, основанному на комиксах Джерри Сигела и Джо Шустера.
Композиторы Ганс Циммер.
Оператор Амир Мокри.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, кинофантазия, научная фантастика
Краткое содержание
Планета Криптон находится на грани уничтожения. Генерал Зод (Майкл Шеннон) поднимает мятеж против Верховного Совета, надеясь претворить в жизнь радикальные меры спасения, однако его обезвреживают и приговаривают вместе с соратниками к пребыванию в Фантомной Зоне. Одновременно Джор-Эл (Рассел Кроу), предвидя катастрофу, идёт на преступление — похищает Кодекс Роста в надежде уберечь основы цивилизации и отправляет новорождённого сына Кал-Эла на Землю… Проходит тридцать три года, и юноша (Генри Кавилл), выросший под именем Кларк в провинциальном канзасском городке Смолвиль в семье фермеров Джонатана (Кевин Костнер) и Марты (Дайан Лэйн) Кентов, начинает познавать природу своей уникальной силы.
Также в ролях: Эми Адамс (Лоис Лейн), Антье Трое (Фаора-Ул), Гарри Ленникс (генерал Суэнвик), Ричард Шифф (доктор Эмиль Хэмилтон), Кристофер Мелони (полковник Натан Харди), Айелет Зурер (Лара Лор-Ван), Лоуренс Фишбёрн (Перри Уайт), Дилан Спрэйберри (Кларк Кент в 13 лет), Купер Тимберлайн (Кларк Кент в 9 лет), Ричард Сетрон (Тор-Ан), Карла Гуджино (Келор, озв.).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.05.2014
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Древняя мудрость гласит, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды, – а вот воспользоваться ещё раз идеей, доказавшей свою действенность, не только можно, но и нужно. Это был, надо полагать, железный (стальной!) аргумент Кристофера Нолана в переговорах с руководством Warner Bros., которое из всех рассматриваемых вариантов тут же отдало предпочтение его проекту. Осталась без внимания даже готовность Брайана Сингера и актёра Брэндона Роута приступить к работе над продолжением «Возвращения Супермена» /2006/… Правда, именитый режиссёр в итоге ограничился функциями соавтора сюжета и продюсера – но и в утверждении кандидатуры Зака Снайдера, также заслужившего репутацию одарённого реформатора эстетики перенесённых на киноплёнку графических романов1, есть резон. При желании несложно найти прямые параллели и заимствования из «Чёрного рыцаря» /2008/, вплоть до того, что в название – по знакомому принципу – вынесен эпитет (второй псевдоним?) Супермена… Конечно, о равноценных художественных результатах говорить не приходится, но помимо коммерческого успеха2 сложно не признать: «Человек из стали» достойно смотрится на фоне иных новейших кинокомиксов.
Первое, что отмечаешь в фильме, – обращение авторов преимущественно к взрослой аудитории. Прекраснодушная сказка о сверхчеловеке, не ведающем сомнений и душевных терзаний, являвшем собой эталон бескорыстия, мужества и… скромности, обернулась мрачноватой (в унисон цветовой гамме, отныне предпочитаемой супергероем) кинофантазией, в которой становление Кларка как личности проходит отнюдь не безболезненно – не в сущем раю на Земле, который американская глубинка вдруг перестала напоминать. Сценарист Дэвид С. Гойер и Снайдер грамотно пользуются флэшбэками, знакомя зрителей не просто с вехами биографии Кларка-младшего, но – с событиями (от издевательств со стороны сверстников до самопожертвования Джонатана во время обрушившегося на Смолвиль торнадо), оставшимися в сознании юноши незарубцовывающейся раной. Ощущение себя существом из другого мира в сочетании с потребностью нести Добро и противостоять Злу приводит к логичному в общем-то решению предстать перед землянами в новом качестве… Но, пожалуй, ещё интереснее усложнение образа Зода, изображённого не маньяком с непомерным Эго, а офицером, остающимся верным присяге в ситуации неотвратимо надвигающегося катаклизма. Другое дело, что в стремлении спасти свою расу он напрочь утрачивает чувство меры – и готов, не задумываясь, принести в жертву целую цивилизацию.
Можно оспаривать целесообразность устремлений кинематографистов усилить в экранизации реминисценции изложенной в Новом Завете истории Иисуса Христа – Бога-сына, посланного Богом-отцом к людям. Если религиозный подтекст и закладывался Джерри Сигелом и Джо Шустером, то носил в лучшем случае популяризаторский (а то и откровенно спекулятивный) характер. Другое дело – любопытные, пусть и не столь обстоятельные, как в упомянутом произведении о Бэтмене, социально-политические аллюзии. Супермен выступает, по сути, против могущественного последователя Адольфа Гитлера, тоже ведь обещавшего спасение униженной и разорённой Родине и завоевание жизненного пространства для соотечественников. Но если Тор прямо называл сотрудников заокеанской спецслужбы Щ.И.Т. союзниками, а Капитан Америка и вовсе справно служит Дяде Сэму, то Кларк – выражает недовольство методами ФБР и армейского командования, предупреждая, что не потерпит за собой слежки. Критика шпиономании Вашингтона, достигшей пугающего размаха, проникла даже в кинокомиксы! И, разумеется, постановка Снайдера вновь отличается высоким уровнем изобразительной культуры и изобретательностью в части применения визуальных эффектов, чего многим голливудским блокбастерам последних лет до обидного не хватает.
.
__________
1 – Имеются в виду «300 спартанцев» /2006/ и «Хранители» /2009/.
2 – Кассовые сборы в размере $660,9 млн. позволили окупить внушительные затраты ($225 млн.) и обеспечили ленте девятое место по итогам сезона.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий