Человек-паук / Spider-Man (2002)

Человек-паук / Spider-Man (2002): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Спайдер-мэн» (вариант перевода названия).

США.
Продолжительность 121 минута.

Режиссёр Сэм Рэйми.

Автор сценария Дэвид Кепп по комиксам Стэна Ли и Стива Дитко.

Композитор Дэнни Элфман.

Оператор Дон Бёрджесс.

Жанр: фильм действия, кинофантазия

Краткое содержание
Питер Паркер (Тоби Магуайер) демонстрирует блестящие результаты в учёбе, но становится постоянным объектом насмешек в школе, где дружит только с Гарри Осборном (Джеймс Франко) — сыном крупного учёного Нормана Осборна (Уиллем Дефо), основателя корпорации Oscorp. А о том, чтобы добиться ответного чувства от красавицы Мэри Джейн Уотсон (Кирстен Дантс), в которую тайно влюблён со второго класса, даже мечтает. Жизнь Паркера радикально меняется после экскурсии в лабораторию Колумбийского университета, где его кусает паук не существующего в природе — выведенного местными генетиками — вида.

Также в ролях: Клифф Робертсон (Бен Паркер), Розмари Харрис (Мэй Паркер), Дж.К. Симмонс (Дж. Джона Джеймесон), Билл Нанн (Джозеф «Робби» Робертсон), Рон Перкинс (доктор Менделл Стромм), в эпизодах Тем Рэйми (Хоффман), Брюс Кэмпбелл (ведущий на ринге), Элизабет Бэнкс (Бетти Брэнт), Мейси Грэй (в роли самой себя).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.05.2013

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Человек-паук / Spider-Man (2002): кадр из фильма
Манящий взгляд

Появлению картины на свет предшествовали долгие годы юридических переговоров на предмет принадлежности прав на экранизацию серии комиксов Стива Дитко и Стэна Ли. Человек-паук, представленный публике в 1962-м году, успел побыть персонажем ряда телесериалов, в том числе мультипликационных, однако планам по покорению большого кинематографа долго было не суждено сбыться. И если тому обстоятельству, что Альберт Пьюин не сумел реализовать проект (с бюджетом всего в $6 млн.) для Cannon Films, остаётся только порадоваться1, то за Джеймса Кэмерона, вынашивавшего собственный замысел в начале 1990-х, обещая грандиозное и фееричное зрелище, действительно обидно! Впрочем, руководство Columbia Pictures Corporation и компании Marvel Enterprises, впервые продемонстрировавшей фирменный логотип в ныне привычном виде (с перелистыванием страниц), такой расклад, естественно, полностью устроил. Предметом особой гордости, по-видимому, стал рекорд, установленный в первые дни демонстрации блокбастера, а в целом огромные затраты в размере $139 млн. были превзойдены почти шестикратно. Другое дело, что зрителей, не являющихся почитателями кинокомиксов как таковых, художественный результат устроил, скажем так, не без оговорок.

Человек-паук / Spider-Man (2002): кадр из фильма
Тот самый костюм

Возможно, предъявлять Сэму Рэйми упрёки в отходе от прежних достижений и принципов будет не совсем корректно. У «Человека-паука» всё-таки больше различий, чем сходств, со стильным и жёстким, пусть и условным по действу, «Человеком тьмы» /1990/, не говоря уже про трилогию о зловещих мертвецах. Как-никак первоисточник предполагал смешение сказочно-героических (пусть и современной упаковке, с привнесением модных тем – вроде мутации и генной инженерии) мотивов и сентиментальной интонации. Более того, сценарист Дэвид Кепп2 и режиссёр в пределах отпущенной творческой свободы постарались проявить оригинальность, избрав главным антигероем Зелёного Гоблина, что позволило выстроить действие вокруг темы отцов и детей – противопоставить отношениям Нормана с отпрыском любовь к Питеру престарелых дяди и тёти, воспитывавших его, не помнящего родителей, как родного сына. Обращает на себя внимание и желание авторов не ограничиться поднадоевшим набором штампов, а – ни много ни мало – передать внутреннюю драму тинэйджера, стараниями Тоби Магуайера (вообще-то двадцатипятилетнего на начало съёмок) предстающего не типичным слабаком и неудачником, а носителем богатого внутреннего мира. Чуть ли не выразителем давней заокеанской традиции художественного отражения душевных метаний подростка (так сказать, ощущения «над пропастью во ржи»), переживающего из-за несправедливого устройства мира и собственного бессилия. Но в конечном итоге начинает доминировать излюбленный мотив исполнения заветной «американской мечты» – пусть и с важной оговоркой, вложенной в уста дяди Бена («с великой силой приходит великая ответственность»), мудрость которой племянник постепенно осознаёт. Даже формальный отказ от поцелуя в диафрагму, как обязательного атрибута «хэппи-энда», в пользу сурового разговора Паркера с Джейн было бы слишком наивно объявлять великим достижением!..

Человек-паук / Spider-Man (2002): кадр из фильма
Романтика комиксов

Вслед за Брайаном Сингером Рэйми отдал предпочтение серьёзной интонации, отойдя от привычной, кричаще фантазийной, залихватски-приключенческой, сдобренной иронией манеры изложения событий. Однако в случае с «Человеком-пауком», в отличие от «Людей Икс» /2000/, это отдаёт претенциозностью, а неубедительная игра актёров, надуманность ситуаций (включая дилемму, подброшенную Человеку-пауку Зелёным Гоблином) и даже не слишком выразительные визуальные эффекты усугубляют не очень хорошее впечатление. Впрочем, фильм всего лишь заложил новый цикл, отнюдь не став его вершиной.

.

__________
1 – Следом режиссёр «порадовал» «Капитаном Америкой» /1990/, бездарной киноверсией другого популярного комикса.
2 – К слову, уже причастный к сочинению картины о супергерое («Тень» /1994/), однако наивысшего признания добившийся благодаря иным жанрам.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Bahiana Ana Maria. Супергерой в сетях «21-го века» // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 23. – С. 37.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter