Человек со Снежной реки / The Man from Snowy River (1982)
Другие названия: «Парень со Снежной реки» / «Человек с заснеженной реки» / «Мужчина с заснеженной реки» / «Человек со Сноуи-Ривер» / «Мужчина со Сноуи-Ривер» / «Парень со Сноуи-Ривер» (варианты перевода названия).
Австралия.
Продолжительность 102 минуты.
Режиссёр Джордж Миллер.
Авторы сценария Джон Диксон по сюжету Кала Каллена (в титрах как Fred Cul Cullen), основанному на стихотворении Э.Б. «Банджо» Патерсона.
Композитор Брюс Роуленд.
Оператор Кит Уогстэфф.
Жанр: приключенческий фильм, драма, семейный фильм, мелодрама, вестерн
Краткое содержание
Оставшийся без отца Генри Крэйга (Теренс Донован), погибшего в результате несчастного случая, Джим (Том Берлинсон) нанимается к мистеру Гаррисону (Кирк Дуглас). Хозяин в целом доволен справным работником, но приходит в ярость, узнав о завязывающихся у парня романтических отношениях с его красавицей дочерью Джессикой (Зигрид Торнтон).
Также в ролях: Кирк Дуглас (также в роли Спура), Томми Дайсарт (горец), Брюс Керр (человек на улице), Дэвид Брэдшоу («Банджо» Патерсон), Джек Томпсон (Клэнси), Тони Боннер (Кейн), Джун Джаго (миссис Бейли), Крис Хейвуд (Кёрли), Кристофер Стил (Мосс), Гас Меркурио (Фрю).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.11.2013
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Картину вполне можно воспринимать в качестве типичного вестерна, несмотря на то, что действие развёртывается отнюдь не на Диком Западе, а съёмки велись не американскими или хотя бы европейскими кинематографистами. Присутствие голливудской «звезды» (Кирк Дуглас, не раз примерявший на себя ковбойские одеяния, очень интересен в двойной роли) и, кроме того, краткий эпизод, в котором Гаррисон и Клэнси с «Бурного ручья» вспоминают о славных деньках, когда нажили состояние на перегоне скота и поставках мяса калифорнийским старателям, подтверждают эту мысль. Достижение авторов представляется тем более значительным, что лента увидела свет и пользовалась успехом именно у заокеанской публики, собрав $20,66 млн., в тот момент, когда на «фабрике грёз» жанр пребывал в безнадёжном застое, если не в упадке. Однако для самих австралийцев постановка Джорджа Миллера (однофамильца создателя трилогии о безумном Максе) оказалась исключительно важна не только по указанной причине.
По воспоминаниям продюсера Джеффа Берроуза, замысел родился спонтанно, на званом ужине, где кто-то озвучил идею, что на основе знаменитого стихотворения Эндрю Бартона Патерсона (также известен под псевдонимом «Банджо»), впервые опубликованного в журнале The Bulletin 26-го апреля 1890-го и давшего название1 первому сборнику поэта, изданному в 1895-м, получится отличный фильм. Конечно, кинодраматурги Кал Каллен и Джон Диксон не ограничились простым пересказом фабулы небольшого произведения, углубив конфликт и характеры, насытив повествование отсылками к другим его работам2 и даже… поведав о встрече Джима с самим Патерсоном (правда, представившимся адвокатом), чья рекомендация помогла молодому человеку получить место. Причём всё это не воспринимается набором необязательных кинематографических шуток (например, постмодернистского толка) или хотя бы любопытных зарисовок, долженствующих свидетельствовать о казусах и превратностях судьбы.
История нравственного взросления юного горца, который, следуя местным обычаям, должен заслужить на низине право жить и управляться с хозяйством на суровой земле своего отца, не может не впечатлить сама по себе. Романтическая и приключенческая составляющие выдержаны в идеальной пропорции, а, допустим, кульминационная погоня за табуном диких лошадей, ведомых гордым и неуловимым мустангом, поражает воображение размахом и красотой. Трудно поверить, но Том Берлинсон, до съёмок не имевший никакого опыта верховой езды, лично исполнил многие трюки, включая спуск на жеребце с крутого обрыва! Однако в рассказе о Гаррисоне, не могущем простить Спуру мнимого оскорбления, полученного в молодости, и гордом юноше, доказавшем, что достоин считаться мужчиной со Сноуи-Ривер, начинают просматриваться не столько мистические, сколько философско-иносказательные элементы. Что ни говори, а судьба братьев, соперничество (один стал преуспевающим предпринимателем, второй продолжает упорно искать золото в шахте) и застарелая вражда которых послужили причиной отдалённых во времени событий, и драматичных, и радостных, помогает лучше понять феномен государства, раскинувшегося на целый континент и без особого шума обрётшего фактическую независимость – пусть и в статусе доминиона Британской империи. Обошедшийся в производстве в AUD 3 млн., «Человек со снежной реки» принёс AUD 17,2 млн. и вплоть до появления «Данди по прозвищу «Крокодил» /1986/ возглавлял список лидеров национального кинопроката.
.
__________
1 – Его у нас обычно переводят как «Парень со Снежной реки», что неверно, поскольку речь идёт о Сноу-ривер, а не о сибирской реке Снежная.
2 – В частности, звучит песня «Танцующая Матильда», считающаяся неофициальным гимном Австралийского Союза.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Графов Михаил. Разговор о любви под тропиком рака // Экран. – 1991, № 15. – С. 22.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий