Человек тьмы / Darkman (1990)

Человек тьмы / Darkman (1990): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Даркмэн» / «Тёмный человек» (варианты перевода названия).

США.

Режиссёр Сэм Рэйми.

Авторы сценария Чак Пфаррер, Сэм Рэйми, Айван Рэйми, Дэниэл Голдин, Джошуа Голдин по сюжету Сэма Рэйми.

Композитор Дэнни Эльфман.

Оператор Билл Поуп.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, научная фантастика, триллер

Краткое содержание
Доктор Пейтон Уэстлейк (Лиам Нисон), вплотную приблизившийся к секрету получения искусственной человеческой кожи, чудом выживает после того, как гангстеры под предводительством Роберта Дж. Дюранта (Ларри Дрейк), пришедшие в поисках документов, изобличающих влиятельного бизнесмена Луиса Стрэка-младшего (Колин Фрилз), поджигают его лабораторию. Считающийся погибшим учёный, преобразившись в не ведающего пощады Человека тьмы, начинает жестоко мстить.

Также в ролях: Фрэнсис МакДорманд (Джули Хастингс), Нельсон Машита (Якитито), Джесси Лоуренс Фергюсон (Эдди Блэк), Рафаэль Х. Робледо (Руди Гузман), Дэн Хикс (Скип), Тед Рэйми (Рик), Дэн Белл (Смайли), Николас Уорт (Поли), Аарон Лустиг (Мартин Катц), Арсенио Тринидад (Хунг Фат), Саид Фарадж (продавец), Профессор Тору Танака (охранник-китаец), Уильям Дир (водитель лимузина), Брюс Кэмпбелл (Пейтон в последней из масок), Джон Лэндис (медик), Айван Рэйми (медик, без указания в титрах), Скотт Шпигель (докер, без указания в титрах), Сэм Рэйми (прохожий за спиной кричащей женщины, без указания в титрах), Дженни Эгаттер (доктор, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.11.2020

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Человек тьмы / Darkman (1990): кадр из фильма
Взирает из тьмы

Добившись относительного успеха дилогией про «зловещих мертвецов», Сэм Рэйми заинтересовал представителей Universal Pictures новым, более масштабным и дорогостоящим проектом, который должен был стать данью уважения творческому наследию студии – знаменитым хоррорам 1930-х годов. Правда, ему не удалось вновь занять в главной роли Брюса Кэмпбелла (возникающего всего на мгновение в финале, очередным воплощением Человека тьмы) и пришлось, перебрав нескольких более известных потенциальных исполнителей, остановиться на кандидатуре Лиама Нисона. Для актёра фильм стал первым шагом на пути к международной славе1, что, вообще говоря, достойно удивления, учитывая весьма своеобразный подход, продемонстрированный режиссёром. На фоне стабильно крепнувшего господства кинокомиксов появление картины, формально отвечающей канонам кинолент о супергероях, не вызвало бы никакого удивления, если б не… Специфический по манере повествования, изобилующий жутковатыми и мрачными деталями, кафкианский по атмосфере фильм произвёл эффект разорвавшейся бомбы, впервые раскрыв новые («взрослые») возможности поджанра, рассчитанного, как тогда считалось, по преимуществу на детско-подростковую аудиторию.

Человек тьмы / Darkman (1990): кадр из фильма
Охота за человеком тьмы

Таким образом, Рэйми удалось сохранить главное – бескомпромиссный дух «Гран-Гиньоля», явственно ощущаемый в истории благородного мстителя. Создать почти сюрреалистическое действо, стилизованное (и стильное) экранное насилие которого являет собой нечто среднее между эстетикой «театра жестокости» Антонена Арто и натурализмом работ некоторых японских коллег2. И пусть в качестве непосредственного источника вдохновения авторы называли популярные комиксы о вершителе справедливости по прозвищу Тень! Даже по сюжету фильм родственен произведению художника именно из страны восходящего солнца – роману «Чужое лицо» /1964/ Кобо Абэ (кстати, удачно экранизированному в 1966-м Хироси Тэсигахарой). Безжалостные разборки гангстеров, когда число смертей идёт на десятки; ничуть не более гуманное устранение учёного, ненароком вставшего на пути; столь же решительное и неотвратимое воздаяние… Однако всё это, право, меркнет на фоне душевных терзаний Пейтона, с одной стороны получившего неограниченную власть, но с другой – невольно утрачивающего индивидуальность. Уэстлэйк потому и стал Человеком тьмы, что отныне способен появляться на свет Божий (появляться ненадолго) лишь в маске: своей или – чаще – других людей. С чужим лицом. Эпизоды его вынужденно мимолётных встреч с бывшей возлюбленной Джули Хэстингс по-особому драматичны, каждый раз проходя на грани психического срыва, от которого Пейтону удержаться всё сложнее… Между прочим, косвенная причастность к созданию ленты Этана и Джоэла Коэнов (давние друзья и творческие единомышленники Сэма по мере сил помогли в шлифовке сценария), определённо дала о себе знать. Пройдёт всего год, и братья-кинематографисты представят собственное сочинение на тему сошествия человеку во тьму, отголоски идей которого видны, что называется, невооружённым глазом.

.

__________
1 – При бюджете $16 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $33,9 млн., общемировые – $48,9 млн.
2 – Достаточно назвать Кацухиро Отомо и Синья Цукамото, предложивших беспощадный взгляд на действительность в анимационном («Акира» /1988/) и игровом («Тэцуо – железный человек» /1989/) кинематографе.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+