Чернокнижник / Warlock (1989)
Другие названия: «Колдун» / «Чародей» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёр Стив Майнер.
Авторы сценария Дэвид Туи.
Композитор Джерри Голдсмит.
Оператор Дэвид Эггби.
Жанр: фильм действия, кинофантазия, фильм ужасов, триллер
Краткое содержание
Могущественный чернокнижник (Джулиан Сэндз) был схвачен в 1691-м году в Бостоне охотником за ведьмами и колдунами Джилсом Редферном (Ричард Грант) и приговорён к казни. Однако ему удаётся вырваться и даже — переместиться на три века вперёд. В современном Лос-Анджелесе посланник сатаны принимается за розыск книги «Гранд Гримуар», в которой написано подлинное имя Бога. Материализовавшись следом за своим заклятым врагом, Джилс убеждает женщину по имени Кассандра (Лори Сингер), познавшую на себе силу проклятия, помочь одолеть чернокнижника, тем самым — предотвратив катастрофу вселенского масштаба.
Также в ролях: Мэри Воронов (Вызыватель духов), Брэндон Колл (маленький мальчик), Йен Эберкромби (Магистр), Кевин О’Брайан (Чез), Ричард Касс (меннонит), Алан Миллер (следователь), Анна Левин (жена пастора), Дэвид Карпентер (пастор), Фрэнк Рензулли (таксист).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.02.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Если б руководители New World Pictures знали, что «Чернокнижник» достаточно сильно1 понравится широкой аудитории и, вероятно, поможет спасти от банкротства студию, они бы наверняка достойно организовали прокат. Во всяком случае другая, обладавшая куда меньшим опытом и возможностями кинокомпания, Trimark Pictures, которая, приобретя права, выпустила картину с ощутимым опозданием и в небольшом количестве кинозалов, установила персональный рекорд, продержавшийся до 1997-го года. Но ещё важнее, что пятая (без учёта работ на телевидении) постановка Стива Майнера быстро приобрела «культовый» статус, в том числе у нас – преимущественно благодаря видео. Конечно, режиссёр вряд ли рассчитывал занять место рядом с Романом Поланским и Ричардом Доннером, заложившими каноны современного голливудского фильма ужасов об оккультизме, но следование сложившимся традициям отнюдь не является бездумным и механическим.
Совсем наоборот! Легко убедиться, что сценарист Дэвид Туи уже в ранней работе проявлял оригинальность кинематографического мышления, удивляя необычными сюжетными поворотами – не столько умением по-хичкоковски нагнетать саспенс, сколько обыгрыванием парадоксальных ситуаций, одновременно шокирующих и… пронизанных «чёрным юмором». Вспомним хотя бы судьбу женщины-медиума, поплатившейся за попытку по привычке обмануть инфернального клиента, или участь мальчика – сына атеистов, наивно спрашивающего у ведьмака, где же метла, чтобы летать. Вершинным в данном отношении видится сцена преследования Кассандрой, резко постаревшей и одряхлевшей, Чернокнижника, оставившего на песке следы босых ног и головы и тем самым – оказавшегося уязвимыми для обычных гвоздей. Несмотря на ограниченный бюджет, специальные эффекты, включая полёты колдуна, выглядят достойно, хотя несколько леденящих душу эпизодов, оказывается, были вырезаны после тестовых просмотров. Однако куда большим числом находок авторов одарили исполнители, особенно Джулиан Сэндз, прививший своему герою (точнее, антигерою) выразительные демонические черты.
Впрочем, упомянутые расхождения заключаются всё же в другом. Майнер и Туи заявили о несогласии с Доннером, а тем более – с Поланским по принципиальному моменту. В отличие от коллег, создатели «Чернокнижника» отказываются от двусмысленностей в обозначении авторской позиции – и однозначно заявляют, что находятся на стороне Бога и людей, а не тёмных сил, всё настойчивее претендующих управление мирозданием. И исход противостояния оборачивается не формальной данью «хеппиэндизму», а убедительной, художественно оправданной развязкой – восстановлением попранной справедливости. Правда, финальные кадры почти так же тревожны, как и заключительный аккорд кэмероновского «Терминатора»…
.
__________
1 – Достаточно для того, чтобы компенсировать производственные затраты (если цифра $7 млн. верна), поскольку кассовые сборы в США составили $9,1 млн., в Великобритании – £0,96 млн. и т.д.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий