Четыре мухи на сером бархате / 4 mosche di velluto grigio / 4 mouches de velours gris (1971)

Четыре мухи на сером бархате / 4 mosche di velluto grigio / 4 mouches de velours gris (1971): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «4 мухи на сером бархате» (вариант перевода названия) / «4 Flies on Grey Velvet» (США), «Четыре мухи на сером бархате» / «Four Flies on Grey Velvet» (международное англоязычное название) / «Quattro mosche di velluto grigio» (Италия) / «Quatre mouches de velours gris» (Франция).

Италия, Франция.

Продолжительность 104 минуты.

Режиссёр Дарио Ардженто.

Автор сценария Дарио Ардженто по сюжету Дарио Ардженто, Луиджи Коцци, Марио Фольетти.

Композитор Эннио Морриконе.

Оператор Франко Ди Джакомо.

Жанр: детектив, триллер

Краткое содержание
Роберто Тобиаса (Майкл Брэндон), барабанщика в рок-ансамбле, не покидает ощущение, что за ним кто-то непрерывно наблюдает. Однажды настигнув в пустующем театре незнакомца, он случайно убивает своего предполагаемого преследователя, а преступление запечатлевает на фотоплёнку человек в маске. Роберто подвергается изощрённому шантажу.

В ролях: Мимзи Фармер (Нина Тобиас), Жан-Пьер Марьель (Джанни Аррозио), Бад Спенсер (Годфри), Альдо Буфи Ланди (патологоанатом), Калисто Калисти (Карло Марози), Мариза Фаббри (Амелия), Оресте Лионелло (профессор), Фабрицио Морони (Мирко).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.05.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Четыре мухи на сером бархате / 4 mosche di velluto grigio / 4 mouches de velours gris (1971): кадр из фильмаЧетыре мухи на сером бархате / 4 mosche di velluto grigio / 4 mouches de velours gris (1971): кадр из фильма
Ещё одно фотоувеличение

Четыре мухи на сером бархате – очень красивый и интригующий образ. Режиссёр, замечательно усвоив урок введения ложных символов, преподанный великим Луисом Бунюэлем, заставляет нас в прологе неотрывно следить за трагической судьбой назойливого насекомого, отвлекающего Роберто прямо в студии звукозаписи, пока не становится, так сказать, жертвой творчества. Мало того, во второй половине повествования Годфри1, закадычный приятель Тобиаса, не любящий слышать фамильярное обращение «Год» (по-английски – ‘Бог’), назначает ему встречу в… похоронном бюро, где идёт презентация гробов, обитых бархатом серого цвета. Наконец, собственно четыре мухи возникают в самый напряжённый момент, когда патологоанатом знакомит барабанщика с интересным феноменом, так называемой оптографией: странный образ оказывается запечатлён на сетчатке глаза очередной жертвы – это последнее, что она увидела…

Четыре мухи на сером бархате / 4 mosche di velluto grigio / 4 mouches de velours gris (1971): кадр из фильмаЧетыре мухи на сером бархате / 4 mosche di velluto grigio / 4 mouches de velours gris (1971): кадр из фильма
Ужас, ужас, ужас!

Что и говорить, Дарио Ардженто придумал (и продумал) не менее изощрённую детективную интригу, чем в предшествующих частях «животной трилогии». Развязка доказывает, что можно легко обойтись без предмета как такового – но и слепок с чего-то, что само по себе существует как знак (новая, более совершенная модификация хичкоковского Макгаффина!), вырастает в полноценный художественный образ. Всё становится на свои места, страшные в алогичности и жестокости события формально получают объяснение, в том числе для интеллектуальной части аудитории – с научных (психоаналитических, преимущественно фрейдистского толка) позиций, но… Возникавшие независимо от развития сюжета обрывки видений (фрагменты навязчивого сна Роберто, где его казнят путём усекновения головы, калейдоскопические воспоминания из далёкого прошлого разыскиваемого убийцы), которые должны лишиться таинственности и непрояснённости, так ли неожиданно наводят на страшную мысль: насколько всё-таки тонка грань, отделяющая условную норму человеческой психики от безумия, а обыденный мир – от кошмаров наяву. Режиссёр, всегда уделявший повышенное внимание формальной стороне, и не только в эпизодах расправ (они вновь отличаются редкостной изобретательностью, хотя и могут показаться чересчур «изысканными» поклонникам слэшеров), одним из первых опробовал эффект2 многократно замедленного – искусственно растянутого во времени – изображения самых впечатляющих моментов: вылетающей из пистолета пули и разбивающегося вдребезги автомобиля. Однако в данном случае приёмы получают ещё и художественную нагрузку, незаметно рифмуясь (надеюсь, намёк не выдаст главный секрет создателей!) с такой замечательной способностью человеческого глаза, как персистенция. «Четыре мухи на сером бархате», помимо прочего остающиеся едва ли не самым раскованным (профессия Тобиаса позволила насытить действие модными тогда мелодиями рока) произведением маэстро, снискали на удивление тёплый приём широкой публики, принеся в национальном прокате ITL 2,2 млрд., что, по оценкам, соответствует 5,5 млн. проданных билетов.

.

__________
1 – Понятно, зачем понадобился здоровяк и рубаха-парень Бад Спенсер.
2 – Тот самый, что возьмёт на вооружение Джордж Миллер в «Безумном Максе» /1979/, облюбуют кинематографисты Гонконга и особенно – Вачовски.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+