Четыре свадьбы и одни похороны / Four Weddings and a Funeral (1994)

Дорошевич Александр. Английский Онегин XX века на свадьбах и похоронах // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 24. – С. 24-25.

«Четыре свадьбы и похороны»

Великобритания, 1993.

Режиссер Майк Ньюэлл.

В ролях: Хью Грант, Энди Макдаузлл, Кристин Скотт Томас, Саймон Кэллоу, Дэвид Боузр, Сценарий Ричарда Кертиса.

Оператор Майкл Коултер. Музыка Ричарда Родни Бенетта.

Продолжительность: 1 ч. 57 мин.

АНГЛИЙСКИЙ ОНЕГИН XX ВЕКА НА СВАДЬБАХ И ПОХОРОНАХ

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,

И вслед за чинною толпою

Итти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

А. ПУШКИН

Британского Онегина зовут Чарльз, он вскакивает по будильнику в своей холостяцкой квартирке и, отчаянно матерясь (нынче это хороший тон в кино), несется в такси на чью-то свадьбу. Здесь денди встречает свою Татьяну (ее имя – Кэрри, она хоть и не провинциалка, но американка), оказывается с ней в постели и, услышав наутро предложение жениться (такое же наивное в его глазах, как письмо Татьяны), в ужасе бежит прочь. Подобно своему прототипу оказывается наказан, поскольку на следующей чужой свадьбе увидев Кэрри, узнает, что та выходит замуж за шотландского землевладельца. И вот третья свадьба – самой Кэрри. Здесь, в шотландском замке, происходит и встреча героя со смертью (правда, в дуэли необходимости не оказалось, просто один из гостей, пожилой гомосексуалист-»шестидесятник», по-мальчишески распрыгавшись, умирает от сердечного приступа). Похороны, на которых вместо отходной молитвы читают стихи Одна, заставляют ветреника задуматься о своей жизни, и вот на последней свадьбе, самого Чарльза с одной из своих старых знакомых, происходит главное и завершающее событие фильма. Жених, узнав, что завладевшая-таки его сердцем американка разводится, бежит из-под венца и под потоками дождя предлагает ей совместную жизнь без брака (это было бы слишком пошло!), но с брачной формулой «пока не разлучит вечность».

Лирическая комедия оказалась финансовой сенсацией прошлого года. Уже после шести недель проката она стала самой кассовой английской картиной всех времен. Из каких же элементов сложился этот успех? Прежде всего, любовная история строится как столкновение двух ментальностей: британской и американской, а тема «мультикультурализма» разрабатывается в последнее время очень широко. Англичанин, внешне раскованный, оказывается внутренне зажат и нерешителен, американка же, пользующаяся репутацией «пожирательницы мужчин», чиста в помыслах. Красивый, с интеллигентски близоруким взглядом Хью Грант играет типичного выпускника частной школы, сноба, не позволяющего себе открытого проявления искренних чувств, и эта роль – главная удача фильма, поскольку Энди Макдауэлл со своей таинственной полуулыбкой оказалась маловыразительна.

Другой привлекший зрителей момент – столь характерная для островного кино острая восприимчивость к деталям социального поведения. Ритуалы «высшего среднего класса», свидетелем которых становится «обыкновенный» зритель, представлены на экране лаконично, однако с большой долей наблюдательности и юмора.

Все эти частности достаточно органично образуют столь знакомую по видеоклипам лирическую зарисовку, где последовательность сюжетно слабо мотивированных событий из жизни самым общим образом очерченых, но узнаваемых характеров скрепляется музыкальной темой любви, торжествующей в конечном итоге над людскими слабостями.

Александр ДОРОШЕВИЧ

25

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+