Чучело / Chuchelo (1984)

Чучело / Chuchelo (1984): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Чучело» / «Пугало» / «The Scarecrow» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 127 минут.

Режиссёр Ролан Быков.

Автор сценария Ролан Быков, Владимир Железников по роману Владимира Железникова.

Композитор Софья Губайдулина.

Оператор Анатолий Мукасей.

Жанр: драма

Краткое содержание
К своему дедушке (Юрий Никулин), в небольшой провинциальный город, сохранивший много шедевров русского зодчества XV-XVI веков, приезжает Лена Бессольцева (Кристина Орбакайте). Одноклассники дают ей обидное прозвище — Чучело. Но среди них есть и благородный, смелый, честный Дмитрий Сомов (Дмитрий Егоров), у которого с Леной вскоре завязывается дружба. Однако обстоятельства складываются так, что девочке, взявшей на себя вину струсившего Димы, соученики во главе с Мироновой (Ксения Филиппова), настоящей Железной Кнопкой, объявляют жестокий бойкот.

Также в ролях: Елена Санаева (Маргарита Ивановна Кузьмина), Светлана Крючкова (тётя Клава), Ролан Быков (дирижёр военного оркестра суворовского училища), Павел Санаев (Васильев), Андрей Ломов (Толик Рыжий), Коля Манвелов (мальчик в очках), Марина Мартанова (Марина), Анна Толмачёва (Шмакова), Максим Чмель (Попов), Костя Чеховской (Валька), Олег Быков (Петька), Дима Кружилин (Лохматый), Мария Артемова (Светка), Антонина Вольская (Александра Васильевна), Елена Вольская (бабка).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.08.2017

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Чучело / Chuchelo (1984): кадр из фильма
Лена на перепутье

Казалось бы, экранизация одноимённой повести Владимира Железникова (позже, кстати, введённой в школьную программу по литературе), адаптированной вместе с самим писателем, стоит особняком в творчестве пятидесятичетырёхлетнего Ролана Быкова. Но ведь ретроспективно должно быть понятно, что и в предыдущих, комедийных режиссёрских опытах («Семь нянек» /1962/, «Пропало лето» /1964/, «Айболит-66» /1967/, «Внимание, черепаха!» /1970/, «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» /1975/) выдающегося советского кинематографиста, посвящённых детям и детству, всё-таки проскальзывали тревожные нотки. Пусть замечали их не сразу и не все на фоне неподдельно жизнерадостной, светлой атмосферы… Как и не менее честные и смелые «Пацаны» /1983/ Динары Асановой1, картина исключительно точна и достоверна в раскрытии социально-психологических аспектов подросткового поведения, исследуя законы взаимоотношений внутри отдельно взятого класса обычной средней школы безымянного провинциального городка. Законы сложившегося коллектива, в острые моменты деградирующего до стаи, где превалируют звериные инстинкты. Эта составляющая фильма подверглась доскональному критическому разбору, послужив предметом напряжённой (не стихавшей несколько лет!) полемики на страницах прессы, и даже специальных социологических исследований с опросом, каталогизацией и всесторонним анализом мнений респондентов-школьников… «Я думаю, что меньшинство должно уступить. Таков закон коллектива», – ехидно комментирует, разрешая «моральную дилемму» класса с походом в кинотеатр, жлоб Петька, от которого младший братец Валька ушёл, право, недалеко: «Я не ломовая лошадь, чтобы бесплатно вкалывать. У нас государство богатое».

Чучело / Chuchelo (1984): кадр из фильма
Новенькая в классе

Однако не менее важная заслуга Ролана Быкова заключается в том, что авторам удалось придать частному случаю обобщённое звучание, запечатлеть время (вполне по Андрею Тарковскому!) и, более того, выйти на вопросы общечеловеческие, внеисторические. При просмотре кажется особенно очевидной и банальной мысль о том, что дети – не просто часть общества, но часть общества, наиболее чутко реагирующая на морально-этический климат в стране. Миронова по прозвищу Железная Кнопка, неформальный лидер и идеолог класса, воспринимается чуть ли не девичьим вариантом легендарного Павлика Морозова, тем более что в кульминационный момент не выдерживает – и неожиданно прорывается потаённый эдипов комплекс, возникший на почве слабохарактерности и беспринципности собственной матери. Не оправдывает высоких надежд Димка Сомов. Потребительски и гедонистически настроена Шмакова. Чувствует острую неудовлетворённость провинциальным бытованием и мечтает вырваться к отцу в Москву Марина. Валька раскрывается откровенным садистом и воинствующим конформистом, а силач Лохматый – флегматиком. Отважен Васильев, физически слабый, наделённый наружностью хлипкого интеллигента. Все образы восходят до типических, не теряя при этом в силе и убедительности характеров.

Чучело / Chuchelo (1984): кадр из фильма
Она не сдастся

Хотя формальное мастерство намеренно не выставляется напоказ, прихотливая композиция произведения, с развёрнутыми ретроспекциями, плавно переходящими в основное повествование, неизбежно вызывает в памяти конструкцию «Гражданина Кейна» /1941/. Новаторский фильм воспринимается настоящей галереей нравов, устремлений и интересов советских граждан периода кульминации т.н. «застоя». Эпоха виделась (как потом выяснится, ошибочно) по-осеннему сумрачной, бесцветной и унылой, отмеченной тягостным разрывом между официальным и бытовым пластами действительности. При этом двойственность сознания и растущая отчуждённость выплёскивались в едва заметную («молекулярную», по Грамши) борьбу наносного и исконного. Так, драматизм эпизодов травли резко усиливают (как и у Асановой в сцене попытки изнасилования) введённые по контрапунктному принципу современные шлягеры: от западных рок- и диско-композиций до трагикомических, надрывных, «арлекинских» песен Аллы Борисовны Пугачёвой – мамы Кристины Орбакайте, блистательно не «сыгравшей», но словно прожившей роль. Расставание же Бессольцевых с малой родиной происходит под щемящий душу марш, и эпизодическую роль дирижёра оркестра мальчишек-кадетов, с невыразимой скорбью в глазах провожающего в финале уплывающий прочь теплоход, исполнил сам режиссёр. И если ленин дедушка, по глупости ребятни обидно прозванный «Заплаточником» и «Миллионером», посвятил жизнь не просто коллекционированию полотен прославленного местного художника Петра Бессольцева, а благородному делу сохранения связи времён («Как всё рядом, как всё близко»…), то его внучка… Громкие слова могут показаться неуместными, но глупенькая и наивная двенадцатилетняя девочка действительно повторяет великие духовные подвиги героев прошлого, начиная с Жанны д’Арк2 или, в русской традиции, князя Мышкина у Фёдора Михайловича Достоевского, с неотвратимостью принимаемого обществом за «идиота». Уже даже не «чудаком из пятого «Б», как в более ранней ленте по сценарию Железникова – вечным и непонятным «чудиком» в мире «нормальных». Прости нас, Чучело!

.

__________
1 – Обратим внимание, что фильмы пользовались соизмеримым зрительским успехом: «Чучело» посмотрело по 23,7 миллионов человек на серию, «Пацанов» – 24,9 миллионов.
2 – Как лишнее, косвенное (данное осторожным намёком) свидетельство – эпизод с сожжением на костре чучела, одетого в её платье.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Караева Елена. Елена Санаева // Экран – детям. – 1989, № 03. – С. 8-9.
Алешина В. Кристина Орбакайте // Экран – детям. – 1985, № 04. – С. 15.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+