Чужой / Alien (1979)
Другие названия: «Чужак» (вариант перевода названия), «Чужой: режиссёрская версия» / «Alien: The Director’s Cut» (США: режиссёрская версия), «Звёздный зверь» / «Звёздная тварь» / «Star Beast» (рабочее название).
США, Великобритания.
Продолжительность 117 минут.
Режиссёр Ридли Скотт.
Автор сценария Дэн О’Бэннон по сюжету Дэна О’Бэннона, Рональда Шусетта.
Композитор Джерри Голдсмит.
Оператор Дерек Ванлинт.
Жанр: фильм ужасов, научная фантастика
Краткое содержание
Коммерческий космический корабль Nostromo, везущий двести тонн руды, следует на Землю. Внезапно «Мать» (озв. Хелен Хортон), всезнающий бортовой компьютер, запускает программу по размораживанию членов экипажа, находящихся в состоянии анабиоза. Капитан Даллас (Том Скерритт), уорент-офицер Рипли (Сигурни Уивер), старший офицер Кейн (Джон Хёрт), навигатор Ламберт (Вероника Картрайт), офицер по науке Эш (Иэн Холм) и инженеры Бретт (Гарри Дин Стэнтон) и Паркер (Яфет Котто) с удивлением узнают, что был получен загадочный радиосигнал с планеты LV-426. В соответствии с условиями заключённых контрактов их задача — приземлиться на небесном теле и провести исследование.
Также в ролях: Боладжи Бадеджо (Чужой).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.05.2014
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Дэн О’Бэннон рассказывал, что идея фильма возникла под воздействием… ночных кошмаров (почти как у Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля с их шедевром «Андалузский пёс» /1929/!), где его преследовал навязчивый образ осы дорожной, которая откладывает яйца в брюшную полость паука, – и вскоре, при участии Рональда Шусетта была оформлена в полноценную фабулу. И всё же внутреннее родство картины с бесчисленными образчиками научной фантастики настолько очевидно, что кинодраматург, устав от обвинений в плагиате, грустно пошутил: «Я не воровал «Чужого» ни у кого. Я украл его у всех!» Во всяком случае продюсеры отдалённо похожей картины «Оно! Ужас из открытого космоса» /1957/ раздумали подавать иск по обвинению в плагиате, а судебный процесс, инициированный писателем Альфредом ван Вогтом1, не принёс ему ничего. Между прочим, О’Бэннон, частично реализовавший замысел в «Тёмной звезде» /1975/ (но там Джон Карпентер не избежал иронии по поводу излюбленных мотивов и сюжетных поворотов своих предшественников по малобюджетному кинематографу), опасался, что проектом не заинтересуется никто, кроме Роджера Кормана. Ведь для произведения, задавшего новую планку достоверности экранных монстров2, были, как воздух, нужны финансовые и рекламные возможности крупной студии. А главное, понадобилось дарование Ридли Скотта, который развил тему на новом, технически безупречном и высоком эстетическом уровне, ориентируясь на шедевры Стэнли Кубрика и Джорджа Лукаса и вместе с тем – на мастерство нагнетания не просто напряжённой, а жуткой, пронизанной животным страхом атмосферы, продемонстрированное Тобом Хупером. Сам Альфред Хичкок бы содрогнулся, увидев, как английский режиссёр обыграл его фирменный приём в эпизоде, где кот по кличке Джонс становится свидетелем изуверской расправы (не какого-то банального земного убийства!) над нескладным Бреттом.
События, приключившиеся с экипажем, развёртываются обстоятельно, неспешно (первоначальный хронометраж составлял и вовсе 192 минуты!), а декорации, отличающиеся исключительным вниманием к техническим и бытовым деталям, никак не воспринимаются условными или неправдоподобными, приобретая эпический размах в сцене обнаружения артефактов инопланетной цивилизации. История из серии «в космосе никто не услышит твой крик» или «один-единственный убьёт семерых» (так звучат рекламные слоганы) без видимых усилий авторов приобретает характер глубокомысленного, завораживающего обобщения экзистенциалистского толка. Реминисценции из творчества Джозефа Конрада, отсылкой к книгам которого (соответственно «Ностромо» и «Негр с «Нарцисса») являются названия звездолёта и спасательной капсулы, не случайны. Скотт приглашает заглянуть в ту же самую бездну Неизведанного, сокрытого как вовне, так и внутри человека. Повадки движимого хищническим инстинктом Чужого, нацеленного на неограниченный захват просторов Вселенной и выживание за счёт истребления других особей, являются всего лишь моделью – в своём предельном варианте – поведения самих людей, людей как высшего биологического вида. Человек разумный разве что действует слегка отличными методами, привлекая, например, плоды собственного интеллекта – вспомним об истинных, засекреченных установках робота по имени Эш (‘прах’, ‘пепел’) и центрального компьютера. И руководствуется наряду с природными программами ещё и иным – сознательными интересами. Поэтому Рипли приходится схлестнуться не только со зловещим порождением эволюции, но и с могущественной корпорацией Weyland-Yutani – продуктом социально-экономической системы, направленной на извлечение прибыли любой ценой. Сегодня в этом образе трудно представить кого-то помимо Сигурни Уивер, а ведь изначально роль писалась в расчёте на Пола Ньюмана – великого кинобунтаря.
.
__________
1 – Из-за сюжетных параллелей с рассказом «Этюд в алых тонах» /1939/ и романом «Путешествие «Космической гончей» /1950/.
2 – Мрачная фантазия художника-сюрреалиста Х.Р. Гигера и скрупулёзное, пугающе натуралистичное оживление Чужого принесли премию «Оскар» за визуальные эффекты.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Бутурлина Татьяна. Тело как искусство // Ровесник. – 1994, № 9. – С. 42-43.
Борев Владимир Ю. Пятна на теле // Видео-Асс Экспресс. – 1994, № 9. – С. 14-15.
Цветова Б. Рубрика «За рубежом». Великобритания // Искусство кино. – 1980, № 4. – С. 160.
Телингатер Елена. Сигурни Уивер: амазонка с автоматом // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 9. – С. 17-19.
Разлогов Кирилл. Не бойтесь вампира в черном плаще // Видео-Асс. – 1990, № 02. – С. 30-33.
Кудрявцев С. Сигурни Уивер: Одна женщина или две // Видео Дайджест. – 1990, № 04. – С. 44-47.
Бессмертный А., Эшпай В. О будущем, которое уже наступило // Видео Дайджест. – 1990, № 04. – С. 37-41.
Звегинцева И. Видеотека в сейфах милиции // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 26-36.
Звегинцева Е. SOS! // Советский экран. – 1990, № 14. – С. 30.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.
Плахов Андрей. Человек в многолюдном мире // Ровесник. – 1983, № 07. – С. 22-24.
Фикс Сергей, Самсонов Георгий. Ридли Скотт и его фильмы // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 08. – С. 20-25.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий