Чужой / Alien (1979)

Телингатер Елена. Сигурни Уивер: амазонка с автоматом // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 9. – С. 17-19.

СИГУРНИ УИВЕР: АМАЗОНКА С АВТОМАТОМ

Сигурни Уинер – актриса кино и театра, драматург, активистка антивоенного движения, обаятельнейшая личность, «крутой парень» в юбке. Сигурни Уивер – знаменитая во всем мире кинозвезда, прославившаяся участием в фильмах «Чужой», «Охотники за привидениями», «Год опасной жизни». «Сигурни Уивер и Голливуде – это шампанское на фабрике, производя щей перец», – говорит о ней кинокритик Ричард Корлисс.

… Сьюзен (да-да, на самом деле ее зовут Сьюзен) чертовски повезло с родителями: мать – довольно известная в 40-50-е годы театральная актриса Элизабет Инглис, а отец – один из воротил телебизнеса, президент телекомпании Эн-Би-Си Сильвестр Уивер. Будущая звезда росла в шикарной квартире на Саттон-плейс (в 30-е годы в ней обитала знаменитая возлюбленная магнат Xеpстa – актриса и певички Марион Дэвис).

«Я была капризным, замкнутым, избалованным ребенком, – вспоминала впоследствии актриса. Но каждый день становился для меня сказкой со счастливым концом. Помню, как мы с Траяном, моим братом, обожали кататься на вращающихся дверях… Тогда я считала, что и у остальных детей отцы тоже – президенты телесетей. Единственная в детстве трудность для меня была в том, что я никак не могла запомнить начало алфавита: Эй-Би-Си или Эн-Би-Си – как папина работа». Еще она вспоминает, что в мультиках больше всего симпатизировала мышкам и… крысам. А из «взрослых» фильмов ей, как ни странно, очень нравился «Моби Дик» Джона Хьюстона. Но в общем и целом наша героиня в детстве интересовалась кино не больше других детей. Впрочем, каждый раз, когда девочка шла в кинотеатр или садилась к телевизору, ее мать больше всего опасалась, что Сьюзен захочет стать актрисой…

Все начиналось весьма и весьма невинно. В четырнадцать лет Сьюзен залпом «проглотила» «Великого Гетсби» и… переименовала себя в Сигурни – так звали тетушку одного из героев. «Я была такая долговязая, – рассказывает Уивер, – а имя Сьюзен такое короткое. И я решила – если меня будут звать Сигурни, такое красивое имя невозможно будет не заметить, и я обязательно стану знаменитой». Целый год родители называли девочку просто Си, пытаясь доказать, что длинные имена тоже можно сократить, но новоявленная Сигурни осталась непреклонна, и папа с мамой, наконец, сдались.

Год спустя она впервые выезжает в свет, причем делает это не очень охотно, считая себя дылдой и дурнушкой. Огромный успех на вечеринке помогает ей осознать, что из гадкого утенка вчерашняя школьница превратилась в прекрасного лебедя.

Вскоре, однако, она перестает комплексовать из-за своего высокого роста. Ей нравится кружить головы мужчинам, нравятся вечеринки, приемы, красивые платья, драгоценности, но… Как-то летом она едет с матерью в туристическую поездку в Израиль и она через несколько дней заявляет ошеломленной Элизабет: «Я хочу остаться здесь и помогать им». «Но ты ведь даже постель убирать не умеешь!» – протестует перепуганная мать. Случилось это в середине 60-х годов, когда политическая обстановка на Ближнем Востоке была отнюдь не идиллической. И тем не менее вчерашняя принцесса переодевается в униформу цвета хаки и поселяется в кибуце – сельскохозяйственной коммуне, где царит строгая дисциплина, где все трудятся бесплатно, а живут в общежитии казарменного типа.

Подвига на трудовом фронте совершить не удастся: вместо героических свершений Сигурни вынуждена ежедневно чистить на кухне картошку. Правда, не ножом, а с помощью специальной машинки. «Я пыталась покрутить в ней какие-то винтики, чтобы она быстрее работала. Некоторое время она действительно чистила картошку с невероятной скоростью. А потом взорвалась. Наш наставник сказал, что я – позор еврейской нации».

Ближневосточное приключение продлилось ровно три недели, а затем Сигурни возвращается домой и навсегда «завязывает» с сельским хозяйством. А вот в Израиль она еще вернется – двенадцать лет спустя, в 1977

17

году начинающая актриса сыграет в израильской ленте «Безумец» Дэна Коэна, психологическом триллере, совершенно неизвестном в Америке, но каким-то образом в феврале 1992 года промелькнувшем на московском телевидении даже без объявления в программе. Впрочем, этот фильм практически не повлиял на карьеру Уивер.

По возвращении в США Сигурни поступает в Стэнфордский университет на отделение драмы. Студентка Сигурни Уивер училась отлично, одевалась во все красное и увлекались революционными идеями, особенно писаниями Мао Цзэ-дуна. В мае 68-го, во время студенческих волнении, Сигурни выступает на университетском митинге, решив воспламенить сокурсников откровениями председателя Мао, но в решающий момент обнаруживает, что забыла заветную «красную книжечку» дома. На мгновенье растерявшись, юная революционерка отважно вынимает из сумочки записную книжку алого цвета и, размахивая ею перед толпой, несет вдохновенную отсебятину, выдавая ее за писания «великого кормчего». «Народ был в восторге», – вспоминает Сигурни.

В Стэнфорде Уивер проучилась три года, после чего поступила в Йельскую драматическую школу. «Для меня это стало испытанием, – рассказывали они впоследствии. – Моя карьера едва не расстроилась. Я была дьявольски самоуверенна, когда туда пришла, но за годы пребывания в школе эта уверенность испарилась без следа. Полгода мне не давали ролей ни в одной постановке, и я была вынуждена выступать на сцене студенческого кабаре». Но – нет худа без добра – именно там, в кабаре, она и познакомилась с Кристофером Дэрэнгом, сценаристом и драматургом, обаятельным анархистом в жизни и творчестве.

Сигурни дебютирует на профессиональной сиене в мюзикле Дэрэнга «Лучше умереть, чем сожалеть» и вскоре становится его постоянной актрисой. И когда пьесы Кристофера с провинциальных подмостков перемещаются на престижные бродвейские площадки. Сигурни превращается в одну из самых ярких примадонн американской театральной столицы. Роли в пьесах «Титаник» (шизофренички-убийцы), «3а пределами терапии» (женщины, влюбленной в бисексуального мужчину) приносят ей успех у публики и признание критиков. Сигурни и Кристофер вместе сочиняют пьесу «Лузитания-зонгншиль», ядовитую пародию на бродвейские постановки брехтовских произведений, и киносценарий «Голый завтрак» (не путайте с одноименным фильмом Кроненберга!) – в форме «домашнего интервью со сладострастной и ненасытной секс-бомбой. «Сигурни – замечательный соавтор, – признавался впоследствии Дэрэнг. – Именно от нее исходит самые утонченные идеи. Правда, я быстрее печатаю на машинке!» Сама же Уилер так отзывалась об их тандеме: «Нам весело вместе, наша жизнь – настоящий класс! Фигурное катание по катку жизни».

Итак, успех в театре, удачно складывающаяся личная жизнь, красота, молодость, талант… А где же кинематограф? Почему не заметил обаятельную, талантливую, неординарную актрису?

Как ни странно, именно названные качества Сигурни Уивер выглядели в 70-е годы недостатками в глазах американских кинодеятелей, искавших иной, антимифологический экранный стиль, в котором даже романтические герои непременно обязаны были нести в себе земное начало – и в характерах, и во внешности. Даже если такой герой штурмовал Эверест или сражался с Кинг-Конгом, всё равно в нем должно было ощущаться что-то от клерка, живущего по соседству. А Сигурни была слишком эффектна, чересчур красива, излишке экстравагантна, чтобы играть «девчонок из соседнего двора». Возможно, поэтому лишь в 1977 году Уивер дебютирует в кино (эпизод в «Энни Холл» Вуди Аллена). «Работа в кино жестче, чем в театре», – признается актриса.

Два года спустя Сигурни получает главную роль в «Чужом», которая сразу же возводит ее в ранг звезды. В роли офицера космического корабля Эллен Рипли актриса удивительно органично вписалась в экзотическую атмосферу философской притчи о столкновении человека с неведомым, воплощенной в форме фантастической сказки триллера. Уничтожив всех мужчин на корабле, отвратительное и неизвестно откуда взявшееся чудовище проигрывает в финальной схватке с женщиной, следующей не разуму, а интуиции, остающейся верной своему женскому естеству…

«Я тайком вдохновлялась Шекспировским «Генрихом V» и образами женщин-воительниц классической китайской литературы», – рассказывала впоследствии актриса. И если Сигурни удалось не затеряться среди космического антуража, то только потому, что она не играла, а буквально жила на экране: в упорной, резкой, несгибаемой Рипли ощущалась и школьница, придумавшая себе новое имя, и принцесса, сбежавшая из родительской квартиры в коммуну, увлекавшаяся всем революционным душа студенческих митингов. Пожалуй, такой героини Голливуд еще не знал.

Эллен Рипли – первую большую роль актрисы – на сегодня можно считать и наиболее известной, запоминающейся работой Уивер в кино. Последующие фильмы актрисы мало что добавили к ее оригинальному и неповторимому имиджу женщины-воина, несмотря на то, что все они поставлены известными режиссерами – Йейтсом, Фридкином, Уэйром. Лихая телерепортерша в детективе «Глазами свидетеля», возлюбленная журналиста, оказавшегося в центре государственного переворота в «Годе опасной жизни» – Голливуд по инерции предписал Сигурни традиционные женские роли, сдобренные, правда, определённой долей «крутости» с учетом ее амплуа. И все- таки актриса не совсем вписывалась в них. Блеснув в 1984 году в фантастической комедии «Охотники за привидениями», Сигурни, казалось бы, вновь поднимается на уровень «Чужого» и доказывает, что ей подвластны все жанры. Но актрисе по-прежнему катастрофически не хватает ролей, соответствующих масштабу ее дарования.

Уивер пытается найти себя в европей-

18

ском кино, но, увы, терпит досадное поражение

Снятая в Англии лента «Улица полумесяца» (1985) Бобо Свейма, задуманная, как прорыв интеллектуального кино в область коммерческих жанров – мелодрамы и шпионского боевика, получилась банальной, вялой и скучной…

Французская комедия «Одна женщина или две» обернулась еще большей неудачей для Сигурни: робкие попытки актрисы постмодернистски переосмыслить творчество блистательной Кэтрин Хепберн, неповторимой звезды голливудских «безумных» комедий 30-х годов, были полностью перечеркнуты топорной, неуклюжей режиссурой.

В США, к счастью, «заокеанские» ленты актрисы вовсе не демонстрировались. В Америке имя актрисы прогремело в следующем, 1986 году: на экраны вышла вторая серия «Чужого» – «Чужие» Успех был огромным: помимо внушительных кассовых сборов, фильм имел отличную прессу, и Сигурни даже удостоилась чести попасть ни обложку журнала «Тайм».

Режиссер «Чужих» Джеймс Камерон, выпускник знаменитой киношколы Роджера Кормэна, снял, в отличие от первой серии, не философскую притчу в форме сказки, а именно сказку, захватывающую, пугающую, и чем-то забавную и сильно смахивающую на историю о Красной Шапочке в футуристической версии. Несмотря на то, что Сигурни относится к своей героине с известной долей иронии (в одном из интервью она называет ее «Ромбовочкой», т.е. «Рэмбо плюс Дюймовочка»), работа в фильме стала для актрисы своего рода увлекательным вызовом, ведь продолжения редко поднимаются до уровня первой ленты, а актерам почти никогда не удается избежать соблазна повторить наработанное ранее. А что получится у Сигурни? «Ее экземпляр сценария к концу работы был испещрен чернильными пометками 17 различных цветов, – рассказывает Кэмерон. – Заметки были просто поразительны: Сигурни определила для себя драматический эффект почти каждой реплики, ее связи с предыдущими и последу юными сценами». Невероятно, но факт: Уивер настолько убедительна и органична в фантастических интерьерах и ситуациях, что Американская киноакадемия выдвигает актрису на соискание премии «Оскар». Правда, награда Уивер не досталась, но за «Чужих» актриса впервые получила гонорар, измеряемый семизначной цифрой – 1 млн. долларов.

Два года после этого Уивер не появляется на экране. Финансовая независимость позволяет ей жить интересно и в свое удовольствие, а магия личности Сигурни такова, что поклонники актрисы не забывают ее даже при столь долгих «творческих отпусках». Сигурни счастлива с мужем, директором летнего театрального фестивали Джимом Симпсоном, несмотря на то, что он на шесть лет моложе ее. За его плечами также актерское прошлое – в детстве Джим снимался на телевидении, потом закончил ту же Йельскую драматическую школу, что и его жена. Но познакомились они только в 1984 году.

В 1988 году Уивер вновь выходит на съемочную площадку, снявшись почти одновременно в двух диаметрально противоположных ролях. В фильме «Гориллы в тумане» она тонко и убедительно сыграла известную писательницу-зоолога Дайану Фосси, приручившую обезьян и трагически погибшую в схватке с браконьерами. А в сатирической ленте Майкла Николса «Деловая женщина» Сигурни предстала в образе своенравной бизнесменши Кэтрин Паркер, показав лицо и внутреннюю сущность «деловой женщины» сочно, ярко, на грани гротеска. В результате 1988 год становится для Голливуда в некотором роде «годом Сигурни Уивер» – оба фильма имеют успех, весьма доброжелательную прессу, и. наконец, актриса снова выдвинута на «Оскара» – причем по двум категориям сразу! За роль Дайаны Фосси ее выдвигают по категории «лучшая актриса года», а за «деловую» Кэтрин Паркер – как лучшую актрису второго плана. Такое в истории «Оскара» тоже впервые.

И снова Сигурни убеждается, что роль первопроходца – неблагодарная роль. В марте 1989 года проходит церемония вручения «Оскаров». и обе награды «уплывают» к другим исполнительницам. А 8 октября 1989 года актрисе исполняется 40 лет. Нaвeрстывать упущенное или остановиться, подумать. подвести предварительные итоги? Благополучное детство, бурная молодость, яркая театральная карьера, несколько больших, несомненных удач и кино…

Всего 12 фильмов за 12 дет (1977–1989), в то время как многие ее коллеги делают 2-3 фильма в год. И куча сценариев на столе. Но выбирать особенно не из чего…

В 1989 году, снявшись во второй серии «Охотников за привидениями», Сигурни снова покидает кинематограф. В 1990 году у нее родилась дочь Шарлотта.

В прошлом году в журналах появились сообщения, что скоро развернутся съемки третьей серии «Чужого». Начавшаяся год назад в Лондоне работа над фильмом после нескольких недель была остановлена из-за превышения сметы. Но зимой 1992 съемки возобновились в США…

И вряд ли кто-нибудь сомневается в том, что доблестная воительница изобретательно расправится с очередными чудовищами, с честью выйдет из любых передряг!

Елена Телингатер

Адрес Сигурни Уилер c/o Sam Cohn

International Creative Management

40 West, 57th Street

New York, NY 10019 (USA)

19

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+