Чужой против Хищника / AVP: Alien vs. Predator / AVP: Alien vs. Prédateur (2004)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «ЧПХ: Чужой против Хищника» (вариант перевода названия), «Чужой против Хищника» / «Alien vs. Predator» (США: усечённый вариант названия; ФРГ), «ЧПХ» / «AVP» (рекламная аббревиатура).
США, Великобритания, Чехия, Канада, ФРГ.
Продолжительность 101 минута (расширенная версия – 103 минуты, версия без рейтинга – 109 минут).
Режиссёр Пол У.С. Андерсон.
Автор сценария Пол У.С. Андерсон по сюжету Пола У.С. Андерсона, Дэна О’Бэннона, Рональда Шусетта и на основе персонажей, придуманных Дэном О’Бэнноном, Рональдом Шусеттом и Джимом Томасом, Джоном Томасом.
Композитор Харальд Клозер.
Оператор Дэвид Джонсон.
Жанр: фильм действия, фильм ужасов, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
2004-й год. Состоятельный промышленник Чарльз Бишоп Уэйланд (Лэнс Хенриксен) делает уникальное открытие: принадлежащие его компании Weyland Industries спутники обнаруживают… пирамиду, находящуюся подо льдами Антарктиды, на глубине две тысячи футов. Магнат оперативно собирает команду ведущих учёных в разных областях (от лингвистики до археологии) и нанимает бригаду бурильщиков высочайшей квалификации. За безопасность экспедиции, несмотря на первоначальные колебания, берётся отвечать Алекса Вудс (Сэна Латан), опытнейшая альпинистка и гид.
Также в ролях: Рауль Бова (Себастьян де Роза), Юэн Бремнер (Грэм Миллер), Колин Сэлмон (Максвелл Стэффорд), Томми Флэнаган (Марк Верхайден), Джозеф Рай (Джо Коннорс), Агата де Ла Булае (Адель Руссо), Карстен Норгаард (Растен Куинн).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.05.2017
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Тот факт, что в финале «Хищника 2» /1990/ в космическом корабле пришельцев среди трофеев висел моментально узнаваемый череп, сам по себе – ещё ни о чём не говорил. Мало ли было интертекстуальных шуток… Ведь и защитник вселенской справедливости (по совместительству – «коммандо из пригорода») Шеп Рэмзи предлагал отправиться на борьбу с этими мерзкими существами, у которых кислота вместо крови, а, скажем, сородичи спилберговского И.Ти. присутствовали у Джорджа Лукаса на заседаниях Галактического Сената. Но замысел фильма, где бы инопланетяне, доставившие массу хлопот людям, наконец-то встретились лицом к лицу (точнее, мордой к морде – и режиссёр не отказывает себе в удовольствии несколько раз повторить эффектный кадр), действительно созрел давно. Фильм является всё-таки нечастым примером удачного (на мой взгляд, очень удачного, невзирая на негативные отзывы прессы и весьма спорное выдвижение на «Золотую малину») кинопроизведения, появившегося на свет после затяжного – длившегося свыше десятилетия – периода т.н. «производственного ада». Не могу не отметить и персональный вклад Пола У.С. Андерсона, не отступившегося от затеи (подобно ряду предшественников) и сумевшего, не разочаровав поклонников легендарных циклов1, предложить нечто принципиально иное. Остановимся на этом подробнее.
Исходная предпосылка (люди, очутившиеся в замкнутых помещениях пирамиды, сталкиваются со смертельно опасным феноменом) позволяет насытить повествование ситуациями, в определённой степени повторяющими то, что хорошо нам знакомо, что уже произошло, или же – с точки зрения внутренней хронологии – произойдёт. Но с существенными отличиями! Теперь, допустим, непроизвольно соскакивающий с языка нелестный эпитет («ну, ты и уродливый…») будет адресован другому существу, а матка Чужих пронзит хвостом, приподняв на пару метров, не человека и не андроида, а Хищника. Главное же, авторы, не порывая со сложившимися традициями, вносят новые установки идеологического и даже экзистенциального толка. Мистер Уэйланд (теперь ясно, чьими чертами наделят Бишопа), организовавший экспедицию, невзирая на риск, в том числе для себя лично, преследует, конечно, частные интересы, печётся о прибыли корпорации и о завладении неизвестными технологиями. Однако в данном случае коммерческие соображения (к тому же, тесно переплетённые с научными, подтверждающими известную гипотезу Эриха фон Дэникена) не кажутся запредельными и, соответственно, не служат авторам основанием для привычного обличения империализма. Землянам, по-прежнему рассматриваемым если не ходячими инкубаторами для выращивания особей, то – дичью, предстоит выбирать союзника в войне, в которой они проиграют, какая бы сторона ни одержала верх. Чести войти в число охотников удостоится лишь отважная и думающая в первую очередь о безопасности других (в силу самой профессии) Алекса, в то время как прочих, включая престарелого капиталиста и наёмников – профессионалов экстра-класса, ждёт незавидная участь. Андерсон, умело поддерживающий напряжение на протяжении всего повествования, предусмотрительно ставит в финале многоточие, однако неудача с продолжением его ленты показала, что двигаться в данном направлении, пожалуй, нецелесообразно. Негоже битву титанов низводить до уровня хулиганских разборок в «одноэтажной Америке».
.
__________
1 – Во всяком случае общемировые кассовые сборы составили (при бюджете $60 млн.) $172,5 млн. – рекордную для обоих киносериалов сумму.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий