Чужой: Воскрешение / Alien: Resurrection (1997)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Чужой 4: Воскрешение» / «Чужой: Воскресение» (варианты перевода названия), «Чужой 4» / «Alien 4».
США.
Продолжительность 109 минут (специальное издание 2003-го года – 116 минут).
Режиссёр Жан-Пьер Жёне.
Автор сценария Джосс Уидон на основе персонажей, придуманных Дэном О’Бэнноном и Рональдом Шусеттом.
Композитор Джон Фриззел.
Оператор Дариус Хонджи.
Жанр: фильм действия, фильм ужасов, научная фантастика
Краткое содержание
2379-й год. В лаборатории, оборудованной на космическом корабле USM Auriga, военные учёные создают клон Эллен Рипли (Сигурни Уивер) из образцов крови, полученных непосредственно перед её смертью двести лет назад. Им удаётся извлечь из организма женщины эмбрион и вырастить существо, способное дать потомство. Эллен, помнящая, к своему удивлению, о событиях прошлого, предупреждает, что до добра эксперименты не доведут, — но её слова остаются без внимания.
Также в ролях: Вайнона Райдер (Колл), Доминик Пинон (Врисс), Рон Перлман (Джонер), Гари Дурдан (Кристи), Майкл Уинкотт (Элджин), Ким Флауэрс (Хиллард), Дэн Хедайя (генерал Перес), Дж.Э. Фримен (доктор Рэн), Брэд Дуриф (доктор Гэдимен), Рэймонд Крус (Дистефано), Лиленд Орсер (Пёрвис), Кэролайн Кэмпбелл (анестезиолог), Марлен Буш (женщина-учёный), Дэвид Сент-Джеймс (хирург), Том Вудрафф-мл. (главный инопланетянин).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.02.2017
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Фильм начинается с остроумного кадра: мерзкий монстр, разинувший пасть (показанную, подчеркнём, сверхкрупным планом, во всех малоприятных деталях), на поверку оказывается… обычным насекомым, которое Врисс машинально давит пальцем. Давит, а то, что осталось, – вскоре расплывается мутным пятном по стеклу, отделяющему его от открытого космоса. Это не просто шутка – своеобразный намёк Жана-Пьера Жёне поклонникам ранних (снятых совместно с Марком Каро1) картин на то, что накладываемые «фабрикой грёз» ограничения не помешают ему творить в прежней, раскованной и парадоксальной манере. Дополнительным свидетельством служит и само присутствие Доминика Пинона, воплотившего не менее причудливый образ (прикованный к инвалидному креслу механик), чем даже в «Деликатесах» /1991/, равно как и Рона Перлмана, чей суровый Джонер решительно не уступит силачу Уану, забредшему в Город потерянных детей. Как бы то ни было, надежды всё равно не оправдались.
Дело, разумеется, не в коммерческих расчётах продюсеров2, хотя в общем-то показательно, что из общемировых кассовых сборов (порядка $161 млн.), позволивших компенсировать производственные затраты, составившие $60–75 млн., на национальный прокат пришлось меньше трети. Это Джосс Уидон ещё мог откреститься от готового кинопроизведения на том основании, что в процессе съёмок исходный сценарий подвергся радикальной переработке. На протяжении сеанса невольно обращаешь внимание на фрагменты и отдельные нюансы, проникнутые мрачным юмором, приобретающие чуть ли не сюрреалистическое звучание, догадываясь, что режиссёр, будь его воля, выстроил бы в таком духе повествование целиком. Но ничего не поделаешь: приходится подчиняться законам жанра и следовать мифологии цикла, поясняя публике, что центральный компьютер теперь называется «Отец» (не «Мать») – и что место Weyland-Yutani, жалкого конгломерата, заняли по-настоящему серьёзные ребята, работающие в структуре Вооружённых сил Объединённых систем. Даже линия с Колл, несмотря на любопытную оговорку (она является так называемым «Аутоном» – андроидом второго поколения, то есть разработанным другими андроидами), воспринимается кричаще вторичной. Не говоря уже о том, что «биологические» игры с отвратными на вид существами, которые теперь – буквально! – плоть от плоти Эллен, приобретают двусмысленный характер. Это что, постмодернистская трансформация наблюдения Фридриха Ницше, предупреждавшего того, кто сражается с чудовищем, остерегаться, чтобы самому не стать чудовищем?.. Но ещё хуже, что Жёне, изящно доводивший до абсурда распространённый мотив дома-ловушки, теряется, когда нужно извлечь из ситуации угрозы нескольким людям (и всему человечеству в придачу) мощный – мощнее, чем у Альфреда Хичкока! – саспенс. Добиться ощущения такого ужаса, который бы по степени концентрации не уступал крови хищных инопланетян и воскрешённой в новом качестве Рипли, способной разъесть металл… Впрочем, Жан-Пьер извлёк из творческой неудачи хороший урок, вернувшись в любимую Францию, в тот самый, прекрасный Париж, который в отдалённом будущем ждёт (если судить по заключительным кадрам расширенной версии) незавидная участь.
.
__________
1 – Единомышленник, как известно, не проявил интереса к новой картине, хотя и слетал по старой дружбе в Лос-Анджелес, ознакомившись с костюмами и декорациями.
2 – Соответствующие функции частично взяла на себя и Сигурни Уивер, согласившаяся вернуться к коронной роли не в последнюю очередь – из-за гонорара в $11 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Мазуров Антон. Чужой: Воскрешение смысла // Видео-Асс Известия. – 1998, № 39 (04). – С. 26-29.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий