Чёрная полоса / Dark Passage (1947)
Другое название: «Мрачный переход» (вариант перевода названия).
Полнометражный фильм.
США.
Продолжительность 106 минут.
Режиссёр Делмер Дейвз.
Автор сценария Делмер Дейвз по роману Дэвида Гудиса.
Композитор Франц Уоксмэн.
Оператор Сидни Хикокс.
Жанр: нуар, триллер
Краткое содержание
Винсент Перри (Хамфри Богарт), осуждённый за убийство жены, сбегает из тюрьмы Сен-Квентин. Он чудом не попадает в руки полицейских — благодаря участию Айрин Дженсен (Лорен Бэколл), помогшей перебраться в Сан-Франциско. Постепенно Винсент начинает догадываться: всё, что произошло, не является серией случайных событий.
Также в ролях: Брюс Беннетт (Боб), Агнесс Мурхед (Мэдж), Том Д’Андреа (таксист Сэм)
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.02.2013
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В своей второй (и первой – официально) постановке «Леди в озере» /1947/ Роберт Монтгомери осуществил мечту многих, в том числе куда более маститых, режиссёров, сняв весь фильм при помощи «субъективной камеры» – и исполнив ведущую партию, хотя в данном случае это теряло особый смысл. Смелый эстетический эксперимент не принято (и, заметим, вполне заслуженно) считать безусловной удачей. А вот Делмер Дейвз, пойдя на заметное (примерно в два раза, если судить по хронометражу) самоограничение в использовании сильного кинематографического приёма, добился блестящих результатов. Причём в его случае «субъективность» показываемых событий, как бы увиденных глазами главного героя, оправдана ещё и на драматургическом уровне. Руководство Warner Bros. Pictures определённо не прогадало, заплатив писателю Дэвиду Гудису1 солидный гонорар в $25 тысяч за право экранизации одноимённого романа, впервые опубликованного в журнале The Saturday Evening Post – в номерах, выходивших из печати с 20-го июля по 7-ое сентября 1946-го.
Впрочем, куда дороже (в $450 тыс. – рекордную сумму для послевоенной «фабрики грёз») обошёлся студии Хамфри Богарт, в третий раз встретившийся на съёмочной площадке со своей очаровательной супругой Лорен Бэколл. Участие «суперзвезды» обеспечило не только коммерческий успех ($3 млн. прокатной платы). Шлейф прежних богартовских ролей, безусловно, чувствуется даже тогда, когда исполнителю приходится довольствоваться лишь голосом, выступая для зрителей своего рода человеком-невидимкой. И всё словно становится на свои места с того момента, как стараниями подпольного пластического хирурга Перри обретает новое (подлинное?) лицо. Если вдуматься, сюжетные перипетии не лишены искусственности, в значительной степени строятся на типично «литературных» (между прочим, роман адаптировал сам Дейвз) совпадениях. Чуть ли не все «случайные» люди, встречающиеся на пути Винсента, оказываются напрямую связанными с его судьбой, будучи причастными к неправосудному приговору или же – намереваясь банально нажиться на шантаже. Именно игра Хамфри, берусь утверждать, придаёт психологическую достоверность истории «мрачного перехода»… Чего только стоит кульминационный поединок с Бейкером, когда напряжение достигает наивысшей точки!
По мере развития событий название невольно приобретает второй, метафорический смысл, подводя к мысли о том, что речь идёт о поиске человеком собственной идентичности. О роке, который удаётся если и не одолеть, то – обмануть, получив новое обличие. У Гудиса и Дейвза всё завершается – в полном соответствии с голливудской традицией «хэппи-энда» – благополучно, а вот обратившиеся к той же тематике позже японский писатель Кобо Абэ и режиссёр Хироси Тэсигахара, экранизировавший роман «Чужое лицо», придут к неутешительным выводам.
.
__________
1 – Куда менее, заметим, известному, чем Рэймонд Чэндлер, вдохновивший Монтгомери.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий