Чёрные кошки в бамбуковых зарослях / Yabu no naka no kuroneko (1968)
Полнометражный фильм.
Другое название: «Чёрная кошка» / «Black Cat» / «Kuroneko», «Чёрная кошка в бамбуковых зарослях» / «A Black Cat in a Bamboo Grove», «Чёрная коша из чащи» / «The Black Cat from the Grove» (международные англоязычные названия).
Япония.
Продолжительность 99 минут.
Режиссёр Канэто Синдо.
Автор сценария Канэто Синдо.
Композитор Хикару Хаяси.
Оператор Киёми Курода.
Жанр: драма, фильм ужасов
Краткое содержание
Йонэ (Нобуко Отова) и Сигэ (Кивако Тайти), мать и невеста молодого крестьянина Гинтоки (Китиэмон Накамура), силой уведённого на непрекращающуюся междоусобную войну одной из противоборствующих сторон, становятся жертвами надругательства со стороны отряда солдат, больше похожего на шайку жестоких разбойников. Заключив соглашение со злым божеством, они возвращаются на землю чёрными кошками, получив способность принимать во тьме ночи свои прежние обличия, с единственной целью — пить живую кровь самураев.
Также в ролях: Кэй Сато (Райко), Тайдзи Тонояма (крестьянин), Хидэо Канзэ (Микадо), Рокко Тоура (самурай).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.10.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сравнение этого фильма с одной из лучших работ Канэто Синдо, «Женщина-демон» /1964/, кажущееся неизбежным из-за тематического и стилистического родства двух произведений, будет, разумеется, не в пользу «Чёрных кошек в бамбуковых зарослях». Словно идя на поводу у тех, кто выискивал в его шедевре черты фильма ужасов, занесённого на Восток ветрами Запада, мастер придал своей ленте ещё больше сходства с зарубежными образчиками жанра. События новой картины, помещённые в атмосферу Японии периода феодальных междоусобиц, оказываются подозрительно созвучны экранным перипетиям классического голливудского B movie – «Людей-кошек» /1942/ Жака Турнёра. Синдо пользуется, в принципе, схожими приёмами нагнетания мрачной атмосферы, обнаруживая присутствие мистики в повседневной действительности преимущественно отражёнными средствами. Но оттого ещё более сильный эффект производят (даже на современного зрителя, избалованного изощрённой компьютерной графикой) пронзительно страшные кадры, когда жуткие предчувствия вдруг претворяются в жизнь. Когда демоны в женском обличии припадают к шее очередной жертвы, чтобы вдосталь насытиться кровью, или рука, отрубленная Гинтоки, превращается в огромную кошачью лапу…
И всё же едва ли кто-то осмелится утверждать, что Канэто Синдо злонамеренно отрёкся от национальных традиций, пойдя на уступки чуждым культурным веяниям. Напротив, его скрупулёзное, исполненное уважения следование канонам «кайдан» завораживает и впечатляет не меньше, чем, скажем, усилия Николая Гоголя по художественному осмыслению повергающих в трепет образов, рождённых воображением уже нашего народа. Немаловажным является и то, что Сигэ неизбежно поджидает путников у ворот Расёмон – места, ставшего усилиями соотечественника Синдо1 ассоциироваться во всём мире с самой Японией. Причём Канэто отчасти полемизирует с Акира Куросавой, у которого вторжение сверхъестественного (душа убитой излагает устами медиума собственную версию инцидента) всё же не равносильно торжеству высшей истины.
Впрочем, расхождение покажется несущественным, если помнить, что по ключевому вопросу позиция выдающихся режиссёров близка. Избранная Синдо художественная форма позволила передать всю глубину внутренней, подспудной боли нации, мучительно избавляющейся от духа милитаризма. Кинематографист, знающий об ужасах войны не понаслышке (уроженец Хиросимы, он уже в 1952-м году, в третьей самостоятельной постановке, обратится к её трагедии), неслучайно выводит своих чёрных кошек именно её, войны, да ещё войны гражданской, прямым порождением. Объектом лютой, невыразимой ненависти, позволившей презреть самую смерть, становятся все до единого самураи, справно служащие коварным, властолюбивым сёгунам. Итогом же столкновения этого могучего, но разрушительного чувства с притягательностью и величием образов воинов, что не в силах одолеть даже Гинтоки – крестьянин, насильно оторванный от родной земли и лишившийся самых близких людей, просто не могут не стать отчаяние и безумие.
.
__________
1 – Не без оснований считается, что именно триумф «Расёмона» /1950/ на Венецианском МКФ привлёк повсеместное внимание к феномену самобытного кинематографа Страны восходящего солнца.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий