Чёрный орёл / Black Eagle (1988)

Звегинцева Ирина. Жан-Клод Ван Дамм: разделка по-брюссельски // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 26. – С. 36-40.

ЖАН-КЛОД ВАН ДАММ: РАЗДЕЛКА ПО-БРЮССЕЛЬСКИ

Тот, кого не без иронии российские мальчишки величают «Жан-Клод Как Дам», до последнего времени вполне оправдывал и прозвище, присвоенное ему журналистами, – «Бельгийские мускулы». Однако последние работы актера заставили критиков и зрителей по-иному оценить возможности этого красивого стройного атлета, десять лет назад прибывшего покорять Новый Свет.

Для того, чтобы понять и достаточно объективно оценить игровые возможности бельгийского актера, ставшего на сегодняшний день стопроцентным американцем, нужно знать судьбу этого парня, которая была к нему отнюдь не благосклонной.

Он родился 18 декабря 1960 года в брюссельской семье среднего достатка. Отец его занимался самой, что ни на есть, мирной профессией на земле: он разводил и продавал цветы. Маленький Жан-Клод (настоящая фамилия актера – Ван Варенберг) отнюдь не радовал родителей здоровьем. Зато воображение… Все свободное время он проводил в кинозале, где вместе с любимыми героями приключенческих фильмов сражался против негодяев, устанавливал справедливость, защищал слабых и беззащитных. Мечта стать похожим на них, а также настояния отца, желавшего видеть сына здоровым и крепким, привели его на занятия каратэ. Одновременно с этим под влиянием матери восьмилетний Жан-Клод поступает в балетную школу и долгие годы успешно совмещает единоборства с танцами. Однако наступает момент, когда ему приходится сделать нелегкий выбор между татами и балетным станком.

Посвятив себя спорту, Ван Дамм отдается ему целиком. И результаты не заставили себя ждать – из худого как щепка парня он превращается в красавца-бойца и постепенно от побед на второстепенных соревнованиях переходит к участию в более крупных турнирах.

Став чемпионом Европы по кикбоксингу в 1980 году, Ван Дамм на заработанные деньги открывает спортивную школу в Брюсселе и с дальним прицелом присваивает ей название «Калифорнийская». И хотя дела шли вполне успешно, принося верный доход, видимо, правду говорят: «те, кто заболевают кино – неизлечимы». Иначе что могло заставить преуспевающего молодого бизнесмена бросить все и улететь в Америку? Короткая остановка во Франции, где ему удалось сняться в эпизоде картины «Улица варваров» (1983), лишь укрепила его в новых планах.

Но солнечный Лос-Анджелес встретил новоприбывшего негостеприимно. Жан-Клод не знал в совершенстве английского, а восемь тысяч долларов, накопленные им на родине, в богатой Калифорнии быстро подошли к концу…

Конечно, у Ван Дамма были свои козыри: титул чемпиона Европы, атлетическая фигура, красивое лицо с правильными чертами и выразительными серо-голубыми глазами. Но Голливуд трудно этим удивить – тысячи спортивных и привлекательных парней осаждали продюсеров предложением своих услуг… Вот здесь-то и пригодилось упорство, накопленное годами тренировок – Жану-Клоду пришлось поработать и шофером, и официантом, и развозчиком пиццы, и даже ткачом на ковровой фабрике. О дальнейшем ходят легенды. По одной из версий, когда крупный голливудский продюсер Менахем Голан выходил из ресторана на Беверли-хиллз, Ван Дамм окликнул его, и в тот

36

момент, когда Голан обернулся, продемонстрировал свой коронный трюк: высоко подпрыгнув, просвистел ногой рядом с лицом ошеломленного босса кинокомпании «Кэннон», после чего тот на следующий день прислал Ван Дамму сценарий нового фильма и контракт на роль. Подругой версии, после долгих просьб об аудиенции у Голана, Ван Дамм во время беседы неожиданно усаживается на головоломный шпагат между двумя стульями и продолжает разговор. Голан капитулирует… Как бы то ни было, свидание с одним из боссов американской индустрии приоткрыло Ван Дамму дверь в мир кино, и он не упустил подвернувшийся шанс.

«Не отступать и не сдаваться» (1986) – лента, которую, при всем желании, нельзя отнести к шедеврам, стала счастливой для начинающего актера. Ван Дамм не упустил возможности продемонстрировать свои спортивные навыки: удары ногой с разворотом, головокружительные прыжки, шпагаты, молниеносные броски – все было пущено в ход… И его заметили.

Следующее предложение – уже главная роль в «Кровавом спорте» Ньюта Арнольда (1987). Фильм с бюджетом всего в два миллиона долларов был растиражирован на видео и принес прибыль в восемнадцать миллионов. Конечно, по голливудским меркам это не так много, но затраты были окуплены с лихвой, а критики не могли не отметить появление новой звезды «фильмов-карате». Это не мешало журналистам сравнивать Ван Дамма с «лоботомированным тритоном» и всячески высмеивать его, но, как известно, отрицательные отзывы – это тоже реклама. Актер торжествовал.

Роль Фрэнка Дюкса, мастера боевых искусств, прибывшего на турнир по кумитэ в Гонконг (где, кстати, и проводились съемки, и одержавшего убедительную победу, несмотря на все козни врагов, стала для актера своеобразной визитной карточкой. Его сравнивали с Брюсом Ли, а продюсеры, еще вчера не замечавшие актера, наперебой спешили предложить роли. Жан-Клод уже мог выбирать, хотя в тематическом плане особого разнообразия не было. Ему предлагалось еще раз продемонстрировать свой великолепный торс, умение драться и исполнять эффектные трюки. Впрочем, то, что диалоги в подобного рода картинах занимали относительно небольшое место по сравнению с эпизодами бесконечных поединков, как нельзя более устраивало Ван Дамма, чей английский был весьма своеобразен, а его акцент заставлял переписывать сценарии и делать его героями иностранцев – русских, канадцев, бельгийцев… Последующие фильмы – «Черный

37

орел» и «Кикбоксер» по обилию зубодробительных сцен не уступали «Кровавому спорту». В «Черном орле» отрицательный персонаж Ван Дамма – советский агент КГБ Андрей – всячески препятствовал своему американскому коллеге из ЦРУ достать сверхсекретное устройство лазерного наведения с американского истребителя, упавшего на мелководье у берегов Мальты. И хотя в боях на суше и на море Андрей выглядел убедительнее, но традиционный «хэппи энд» отдал победу американцу японского происхождения.

Триумфы Ван Дамма как спортсмена, но не как творца – фильмы «Киборг», где Жан-Клод в роли «солдата будущего» мстит банде подонков и дикарей, убивших его семью, и «Ордер на смерть», где он сыграл полицейского, внедренного под видом уголовника в тюрьму для расследования загадочных смертей и несчастных случаев среди заключенных. Как легко догадаться, после того, как бесстрашный герой всласть покрушил своих противников, он докапывается до истины и наказывает негодяев. А в «Самоволке» (другое название – «Львиное сердце») он – солдат французского иностранного легиона, бежит из армии и из Алжира в Лос-Анджелес, чтобы отомстить убийцам из синдиката торговцев наркотиками за смерть своего брата.

Каждый раз у продюсеров находились новые аргументы, которые заставляли актера согласиться на роль в очередном боевике. И не последним из этих аргументов были все возрастающие гонорары. Воспоминания о моментах лишений и бедности делали сегодняшнюю жизнь особенно привлекательной – огромный дом с садом и бассейном, прекрасным спортивным залом, оснащенным самыми современными тренажерами, прислуга, банковский счет, позволяющий оплачивать любые причуды – все это ложилось на чашу весов при принятии решения. Рисковать завоеванными позициями осторожный бельгиец не спешил.

И все-таки, даже оставаясь в рамках жанра, он всячески стремится доказать и зрителям и критике, что его творческий потенциал значительно шире, чем представляется. Первую робкую попытку изменить «статус кво» Ван Дамм предпринимает в «Двойном ударе» (1991), благо сценарий предоставляет возможность сыграть сразу две роли – близнецов, разлученных в детстве, получивших разное воспитание, но вновь встретившихся. Изображая на экране противоположные человеческие характеры, актер стремился разнообразить арсенал выразительных средств – и это заметили все, кто внимательно следил за его карьерой. «Универсальный солдат» мало что прибавил к славе Ван Дамма, он в этой ленте предстал как зомби – получеловек-полуробот, который все навыки, полученные на войне, обращает на помощь симпатичной журналистке, случайно проникшей в страшную тайну и потому оказавшейся в смертельной опасности.

Если прежде зрители и журналисты достаточно скептично относились к заявлениям Ван Дамма о решении сменить амплуа, то после «Трудной мишени», построенной по законам боевика, они увидели нового исполнителя. Если герои его прежних лент сначала били своих противников, а лишь потом объяснялись с ними, то тут персонаж Ван Дамма всячески стремится избежать столкновения с бандой подонков и вмешивается лишь тогда, когда уже не остается иного выхода. Отказавшись от покорившей его почитателей эмоциональной не-

38

возмутимости, в этом фильме он предстал человеком страдающим, способным испытывать страх, ненависть, любовь…

Еще больше его репутация утвердилась после выхода на экраны ленты «Некуда бежать», где Ван Дамм выступил в лучших традициях американского кино, сыграв раскаявшегося преступника, взявшего под защиту одинокую женщину и ее детей. Для создания этого образа уже требовалась хорошая актерская школа, и Жан-Клод демонстрирует ее. Его герой проходит путь от во всем разуверившегося злодея до человека, осознавшего свою необходимость другим людям.

А «Патруль времени» (1994) окончательно убедил даже скептиков в том, что решение Ван Дамма изменить имидж непоколебимо. Не разрушая привычный образ, он стремится видоизменить его, обогатить новыми красками, добавить теплоты и человечности. Впрочем, артист слишком хорошо знает суровые законы Голливуда. «Вылететь» из обоймы самых кассовых и популярных актеров гораздо легче, чем попасть туда. Опыт тех же Сталло-

39

не и Шварценеггера, с которыми его постоянно сравнивают, достаточно наглядно показал, что даже после успеха комедийных лент с их участием, зритель предпочитает видеть своих любимцев в привычных ипостясях бравых и бесстрашных поборников справедливости. Поэтому и Ван Дамм, с присущей ему рассудительностью и осторожностью, тщательно просчитывает свои дальнейшие шаги, взвешивая все возможные последствия. Недавно он заметил:

– Я могу заработать кучу денег, еще в дюжине фильмов вышибая мозги у своих противников. Но тогда как актер я покачусь вниз. А мне хочется чего-то иного.

Что касается его личной жизни, то, пожалуй, мало о ком из голливудских кинозвезд существует столько противоречивых слухов и взаимоисключающих историй. По одним из них он примерный сын и отец, со своей первой женой, чемпионкой по бодибилдингу Глэдис Португез семь лет в дружбе и согласии воспитывающий двух сыновей, по другим – волокита и бабник, не пропускающий ни одного случая закрутить роман с хорошенькой женщиной. Известен даже случай, когда одна из дам полусвета пыталась подать на актера в суд за «попытку группового изнасилования». Впрочем, если даже президент страны Билл Клинтон подвергался шантажу в связи с сексуальными домогательствами, то красивому и богатому актеру подобные обвинения грозят постоянно). Как шутит Ван Дамм, двадцать процентов от получаемых гонораров (а он вошел в десятку самых высокооплачиваемых киноактеров мира) он сразу откладывает для оплаты счетов от юристов. Журналисты перебирают сплетни о его пяти или шести официально зарегистрированных браках. Но и сам вертопрах, и его последняя избранница Дейзи Пэйр, свадьба с которой состоялась весной 1994 года, не спешат опровергать эти слухи, справедливо полагая, что этим можно лишь подлить «масла в огонь».

В 1995 году ему исполнится тридцать пять лет – пора расцвета. Он молод, красив, богат и известен. Его конкуренты не смогли оттеснить настойчивого бельгийца. Что ж, есть чем гордиться! А для миллионов зрителей он по-прежнему остается самым обаятельным и привлекательным!

Ирина ЗВЕГИНЦЕВА

40

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+