Даки / Dacii (1967)

Даки / Dacii (1967): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Даки» / «Les Daces» (Франция: рабочее название) / «The Dacians» (международное англоязычное название), «Воины» / «Воители» / «Les guerriers» (Франция), «За клочок земли» / «Pour une motte de terre» (Франция: рабочее название).

Румыния, Франция.

Продолжительность 110 минут.

Режиссёр Серджиу Николаеску.

Авторы сценария Титус Поповичи, автор французской адаптации Жак Реми.

Композитор Теодор Григориу.

Оператор Косташ Киоботару.

Жанр: драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
Император Домициан (Дьёрдь Ковач) лично прибывает, чтобы посмотреть, как римские легионы под командованием генерала Фуска (Жорж Маршаль) покорят мятежное государство даков с его богатейшими запасами золота. Децебал (Амза Пелля), царь Дакии, отвергает предложение стать главой новообразованной римской провинции и принимает решение вступить в бой с многократно превосходящими силами противника.

Также в ролях: Пьер Брис (Септим Север), Мари-Жозе Нат (Меда), Мирча Албулеску (Олупер), Александру Нереску (Котисо), Гео Бартон (Золтес), Жмиль Ботта (верховный жрец).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.12.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Даки / Dacii (1967): кадр из фильма
Властелины мира!

Уже «Клеопатра» /1963/, невзирая на всё-таки значительные кассовые сборы, не оправдала радужных надежд продюсеров, вложивших в производство колоссальную сумму, а фиаско «Падения Римской империи» /1964/ – окончательно убедило руководство голливудских студий в утрате широкой публикой интереса к пеплумам. Однако в этот момент поджанр (правда, без ограничения овеянным славой греко-римским периодом) обрёл новое дыхание в социалистических странах. Опыт признанного польского мастера Ежи Кавалеровича (монументальный «Фараон» /1966/, по роману Болеслава Пруса) остаётся, на мой взгляд, недосягаемой вершиной, но и постановка Серджиу Николаеску оказалась редкостной удачей, позволив дебютанту в игровом кинематографе1 сделать заявку на звание одного из ведущих румынских режиссёров.

Даки / Dacii (1967): кадр из фильма
Тяжкое решение…

Не думаю, что следует преуменьшать вклад французского продюсера Анри Дойчмайстера, обеспечившего масштабной копродукции международную поддержку (среди поставленных условий было приглашение западноевропейских актёров), и тем не менее решающим стало курирование проекта на высоком государственном уровне. Затраты, превысившие 20 млн. леев, и привлечение военнослужащих армии СРР в качестве массовки (порядка двух тысяч человек), без чего были бы немыслимы воистину эпические батальные сцены, не пропали втуне. «Даки» вызвали колоссальный зрительский ажиотаж, показав рекордный результат в 13,1 млн. проданных билетов (при населении страны в 19,5 млн.!), который впоследствии превзошли лишь три фильма, причём два из них – того же Серджиу. Любопытно, что и повторная премьера, устроенная в 2001-м году, вызвала энтузиазм, собрав в условиях резкого падения посещаемости кинотеатров около 30 тысяч зрителей – на уровне лучших работ представителей нового поколения…

Даки / Dacii (1967): кадр из фильма
Взгляд властителя

Оставим на совести режиссёра, вдруг заделавшегося пламенным демократом, утверждения о том, что он-де пытался и… не смог передать «аудитории после двадцати лет диктатуры большевиков сильное чувство романтического национализма»2: действие пронизано страстным патриотическим – а никак не националистическим – пафосом, ценившимся коммунистическими идеологами (и в СССР, и в иных социалистических государствах) исключительно высоко. Тем более было бы грубой и недобросовестной натяжкой отождествлять с Римской империей Советский Союз, который никого не оккупировал, в особенности ради золота (выкачивания ресурсов). Злободневность фильму придают совсем иные параллели, в первую очередь – с агрессивной политикой нацистской Германии, открыто провозгласившей амбиции стать «властелином мира». Но в данном конкретном случае гораздо интереснее своеобразная историческая рефлексия румынских художников, постаравшихся поведать о бремени решений, ложащихся на плечи правителей в переломные моменты. Царь Децебал с негодованием отвергает прагматичный совет верховного жреца, предлагающего откупиться, зная, что согласно обычаям предков придётся принести в жертву богу Залмоксису собственного сына, и прекрасно понимая: поражение неизбежно. Зато потомкам останется воодушевляющий пример3 мужества и готовности отстаивать Родину от посягательств иноземных захватчиков! Ещё удивительнее судьба легата Септима Севера, узнающего, что является сыном дака, тайно посланного в Рим, чтобы отстаивать интересы соплеменников, – и сталкивающегося со сложной моральной дилеммой. Николаеску и кинодраматург Титус Поповичи осторожно придают частному случаю расширительное звучание, намекая на давнюю (научную и в не меньшей степени – идеологическую) полемику относительно различных гипотез происхождения своих соотечественников. Зачастую История не готова одарить простыми и всем удобными ответами.

.

__________
1 – Кстати, успевшему зарекомендовать себя ещё ранними документальными короткометражками.
2 – Sergiu Nicolaescu. „Viață, destin și film” (ediția a II-a revizuită, Ed. Universitară, București, 2011), p. 78.
3 – Вспомним выразительный заключительный кадр, когда участники сечи как бы застывают на гравюре.

Прим.:  рецензия публикуется впервые


Продолжение:
Колонна / Columna (1968)


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter