Дело есть дело / Wat zien ik (1971)

Дело есть дело / Wat zien ik (1971): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Бизнес есть бизнес» / «Что я вижу!» (варианты перевода названия), «Дело есть дело?!» / «Бизнес есть бизнес?!» / «Wat zien ik!?», «Дело есть дело» / «Бизнес есть бизнес» / «Business Is Business» (международное англоязычное название), «Любым особым образом» / «Any Special Way» (международное англоязычное название), «Дневник шлюхи» / «Дневник проститутки» / «Diary of a Hooker» (США).

Нидерланды.

Продолжительность 90 минут.

Режиссёр Пол Верховен.

Автор сценария Жерар Зётман по роману Альберта Моля.

Композиторы Юлиус Стеффаро, Джек Тромби.

Оператор Ян Де Бонт.

Жанр: комедия

Краткое содержание
Греет (Ронни Бирман) и Нел (Сильвия де Лёр), живущие на разных этажах в доме, расположенном в непосредственной близости от амстердамского канала Принсенграхт, зарабатывают на жизнь проституцией, принимая клиентов с самыми странными и причудливыми запросами. У первой из них завязывается что-то вроде романа с женатым мужчиной по имени Пьет (Пьет Рёмер), в то время как последняя — терпеливо сносит побои от любовника Сйаака (Юлес Хамел). Есть ли у подруг шанс на личное счастье?

Также в ролях: Бернард Дроог (Боб Де Врис, продавец пятновыводителей), Карола Гийсберг ван Вийк (Ёпи, проститутка), Альберт Моль (Ван Шаверен, мужчина по объявлению), Хелмерт Вуденберг (первый клиент), Эрик ван Игнен (клиент, изображавший пациента), Тон Ленсинк (клиент, любитель ужаса), Аллард ван дер Шеер (доктор / «школьник Янти»), Вим Коувенховен (клиент – вдовец с комплексом вины), Кика Моль (проститутка).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.07.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дело есть дело / Wat zien ik (1971): кадр из фильма
Греет подменяет Нел

Прежде чем усматривать особый умысел в тематике первого фильма Пола Верховена, предназначенного для кинопроката, было бы нелишне вспомнить, что режиссёр, добившийся успеха благодаря телесериалу «Флорис» /1969/, вообще-то намеревался осуществить экранизацию серьёзного литературного произведения. И лишь под влиянием доводов Жерара Зётмана согласился взяться за роман известного (точнее, скандально известного) писателя1, а также актёра и телеведущего – при условии, что в киноверсию будут внесены существенные изменения. В результате вместо порнографической (!) ленты увидела свет комедия, пусть не лишённая пикантных подробностей и толики эпатажа, но во всяком случае – куда менее откровенная, чем следующая постановка Пола, «Турецкие сладости» /1973/, тоже, к слову, основанная на книге современного нидерландского автора.

Дело есть дело / Wat zien ik (1971): кадр из фильма
Нел мечтает о лучшем

Впрочем, колоссальный коммерческий успех (при бюджете NLG 800 кассовые сборы составили NLG 4 млн., посещаемость – 2,36 млн.) был бы всё же недостижим, если б кинематографисты обратились к бытованию не кудесниц продажной любви, а представительниц пролетариата или среднего класса. Режиссёр выплёскивает тонны сарказма в эпизодах, когда подружки стараются исполнить сокровенные желания клиентов, преображаясь то в строгих учительниц, наказывающих нерадивого «ученика», то в хирургов, то в… курочек, бегающих – полуголые, в перьях – кругами вокруг «петуха»! Вот только объектом колких насмешек становятся по преимуществу не подружки, а их посетители – заурядные обыватели, приходящие не столько получить сексуальное удовлетворение, сколько дать волю подавленным комплексам и нереализованным детским фантазиям. Для жриц древнейшей профессии это – всего лишь работа, постепенно превращающаяся в рутину: дело есть дело или же, на американский манер, бизнес есть бизнес. Верховен и Зётман не проходят мимо возможности выступить хроникёрами злачных мест Амстердама (квартала красных фонарей и набережной канала Принсенграхт) ещё до того, как они были возведены – возведены вполне официально! – в ранг главных достопримечательностей столицы Нидерландов. И, соответственно, поведать об изменении (раскрепощении) общественных нравов. Однако по-настоящему создателей картины интересует, конечно, другое – душевные метания подружек, подсознательно жаждущих самого обыкновенного женского счастья, ради которого готовы верить в заведомо недостижимый идеал (как Греет), терпеть непрекращающиеся издевательства от сожителя-сутенёра и… выскочить замуж при первой возможности. Не то чтобы авторы стремятся выставить себя великими моралистами, но по завершении сеанса, когда для кого-то в жизни наступает новый этап (хотя и пока неясно, насколько безоблачный), а у кого-то – всё возвращается на круги своя, ощущение ненормальности существования такого плана не покидает. «Турецкие сладости» – следующий шаг.

.

__________
1 – Отметился в уморительной роли потенциального жениха, оконфузившегося на свидании вслепую с Нел, его дочь Кика – в образе проститутки.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+