Дело о пеликанах / The Pelican Brief (1993)

Человек с обложки. Джулия Робертс // Ровесник. – 1994, № 7. – С. 2.

ЧЕЛОВЕК С ОБЛОЖКИ

ДЖУЛИЯ РОБЕРТС

«Дело о пеликанах» – очередной бестселлер писателя Джона Гришэма, автора знаменитой «Фирмы», по которой был оперативно снят фильм с Томом Крузом в главной роли. Все бестселлеры Гришэма также оперативно переводятся на русский язык, а между выходом романа на английском и выпуском фильма «Дело о пеликанах» прошло всего пару лет.

Но не о Гришэме речь. А о Джулии Робертс. Потому что в «Деле о пеликанах» главную роль студентки юридического факультета, раскрывающей различные вопиющие злодеяния и ставшей в результате объектом охоты злодеев из крупных корпораций, играет именно она.

«Странное какое дело, – говорит Джулия Робертс, – стоит тебе притормозить на минутку, перестать сниматься хотя бы год, и о тебе ползут такие слухи… Это очень обидно: ведь все, что я делаю – я делаю для публики, я отдаю ей свои мысли, чувства, свою кровь, всю себя, но ей хочется еще и еще. Крови. Знаете, что я только не читала о себе в последнее время: я и спилась, и стала наркоманкой, и прячусь от репортеров, потому что в положении – называли даже дату моих родов, апрель этого года. А на самом деле мне просто хотелось передохнуть… Но, оказывается, передохнуть, провести некоторое время с самой собой и с близкими известный человек просто не имеет права: его тут же начинают топтать ногами…

Я недавно вышла замуж, я люблю своего мужа – это певец кантри Лайл Лавитт, я хочу побольше бывать с ним. Хотя для нас это нелегко – он все время на гастролях, я – снимаюсь, но нас спасают самолеты. Мы еще никогда не были врозь дольше пяти дней.

Да и медового месяца у нас не было: работа над «Делом о пеликанах» была в самом разгаре, и я только шепнула нашему режиссеру, что отлучусь на денек-другой, а потом снова за работу. А гостей на свадьбу – ребят из съемочной группы – я сама отвезла, сидела за рулем автобуса. Нам некогда даже было организовать все «по-всамделишному». И, наверное, потому мне кажется, что у нас с Лайлом впереди долгая и счастливая жизнь!

Сейчас все говорят о каком-то моем «возвращении», но я ведь никуда не уходила! Я была и есть.

А при всех неурядицах меня спасают два моих основополагающих жизненных постулата. Первый: «Делай, что положено делать, а остальное все приложится». И второй: «Думай только о хорошем». Это не значит, что человек, как дурак, должен быть все время счастлив, но, по крайней мере, он проживает каждый день своей жизни с удовольствием».

2

Фикс Сергей. «Клиент» «Фирмы» // Экран. – 1996, № 5. – С. 38-39.

«КЛИЕНТ» «ФИРМЫ»

ЭКРАНИЗАЦИИ бестселлеров всегда представлялись голливудским продюсерам выгодным способом помещения капиталов – если уж книга замечательно продается (потому и бестселлер – от английских слов best – лучший и sell – продавать), значит и интерес к экранизации обеспечен. Стоит позаботиться лишь о нескольких вещах. Во-первых, хорошо бы заранее заручиться согласием какой-либо звезды сыграть главную роль. Ощутимый коммерческий успех предыдущих экранизаций романов Джона Гришема во многом объясняется именно тем, что главные роли в этих фильмах исполняли такие звезды, как Джулия Робертс, Том Круз и Сьюзен Сарандон.

Во-вторых, права на экранизацию надо купить, опередив при этом конкурентов, которые, умело сохранив основные сюжетные линии книги. уберут все лишнее. Необходимость этого понятна: продолжительность фильма не должна, как правило, превышать двух часов, что соответствует примерно ста страницам сценарного текста. Достаточно взглянуть на пухлые томики Гришема, чтобы понять, что «удалять» иной раз приходится достаточно много. Далеко не всегда автор экранизируемого романа и автор сценария – одно и то же лицо, но, разумеется, работа над адаптацией всегда ведется при участии автора литературного первоисточника.

В 1993 году с небольшим интервалом появилось сразу два фильма по романам Гришема. Сидней Поллак перенес на экран «Фирму», а Алан Дж. Пакула – «Досье «Пеликан». Режиссер – всегда ключевая фигура в работе над картиной. В данном случае за экранизации взялись поистине суперпрофессионалы экстра-класса. Сидней Поллак входит в число самых уважаемых мастеров так называемого «кино большого стиля» Среди его лент – драмы, комедии, вестерны. Криминальных фильмов немного, но есть. Это «Якудза» – рассказ о нравах японской мафии, и триллер «Три дня «Кондора» о сотруднике ЦРУ, узнавшем

38

больше, чем следовало. Перед тем, как поставить «Фирму», Поллак не снимал три года, ограничиваясь актерскими работами и функциями исполнительного продюсера в нескольких картинах. Выбор Тома Круза на главную роль выпускника юридического факультета Митча Мак-Дира, получившего работу в престижнейшей фирме (позже выяснилось, что эта фирма обслуживает мафию) был, конечно, не случаен – понятно, сколь длинные очереди у касс кинотеатров выстраиваются на каждый его фильм. Но и другие роли были отданы профессионалам экстра-класса: Джину Хэкмену, Холли Хантер, Хэлу Холбруку, Джин Трипплхорн, Гэри Бьюзи и т. д. Сам Поллак шутил, говоря о картине: «Это приключенческий фильм, где плохие парни не фашисты, но инопланетяне и даже не преступники. Они – юристы». Солидный коммерческий успех «Фирмы» – более 155 млн. долларов и 8-е место в десятке самых кассовых лент 90-х, безусловно, способствовал скорой экранизации другого романа Гришема – «Досье «Пеликан», осуществленной Аланом Дж. Пакула.

Начиная с 1969 года Алан Дж. Пакула (ранее – продюсер) поставил более десятка фильмов, большинство из которых были детективами или, если угодно, криминальными драмами. Достаточно упомянуть такие, как «Презумпция невиновности» с Харрисоном Фордом и Гретой Скакки, «По взаимному согласию» с Мэри Элизабет Мастрантонио и Кевином Клайном или «Параллакс Вью» с Уорреном Битти. А такие работы режиссера, как «Клют» с Джейн Фонда и Доналдом Сазорлэндом или знаменитая «Вся президентская рать» с Дастином Хофманом и Робертом Рэдфордом даже выдвигались на «Оскар» по некоторым номинациям – и получали его!

Пакула сам написал сценарий «Досье «Пеликан», пригласив на главную роль всеамериканскую любимицу Джулию Робертс, к тому моменту уже более двух лет не игравшую больших ролей в кино.

«Досье «Пеликан» рассказывает о студентке юридического факультета Дэрби Шоу, которой удалось раскрыть тайну убийства влиятельного чиновника. Успех «Досье…» был не столь оглушительным, как у «Фирмы», однако в следующем, 1994 году появилась экранизация следующего романа Гришема «Клиент», осуществленная Джоэлом Шумахером.

«Клиент» собрал более 90 млн. долларов и принес очередную номинацию на «Оскар» замечательной актрисе Сьюзан Сарандон, исполнившей в фильме главную роль – адвоката Реджи Лав. И, как водится, стал отправной точкой следующей экранизации: для работы над фильмом «Время убивать» – очередной киноверсии очередного романа Гришема собралась команда, ранее работавшая над «Клиентом» – продюсер Арнон Мильчан, режиссер Джоэл Шумахер и сценарист Акива Голдсман (кстати, режиссер и сценарист между двумя экранизациями Гришема сделали «Бэтмен навсегда», собравший в мировом прокате более 200 млн. долл.).

Главные роли в фильме «Время убивать», который выйдет на экраны летом, исполнили Сандра Буллок, знаменитая после комедии «Пока ты спал» и боевика «Скорость», и звезда «Криминального чтива» и «Крепкого орешка 3» Сэмюэл Л. Джексом. На съёмках этого фильма Джон Гришем дебютировал в новом для себя амплуа – он стал одним из сопродюсеров картины.

А на «Парамаунте» другой продюсер «Клиента», Стивен Ройтер, готовится к началу работы над новой картиной. Она будет называться «Вызывающий дождь», и в основе сценария вновь роман Джона Гришема.

Сергей ФИКС

39

Караваев Дмитрий. Не «просто Джулия» // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 20. – С. 32-37.

НЕ «ПРОСТО ДЖУЛИЯ»

С недавнего времени журналисты вновь стали много писать о Джулии Робертс и фильмах с ее участием («Коматозники», «Хорошенькая женщина», «В постели с врагом» и т.д.).

В ДЕКАБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ С АКТРИСОЙ ОПУБЛИКОВАЛ АМЕРИКАНСКИЙ «ПРЕМЬЕР», ЗА НИМ ПОСЛЕДОВАЛИ МАТЕРИАЛЫ В «ВЭРАЙЭТИ», «ВИДЕО 7», «ФИЛМ РЭВЬЮ». НЕ ИСКЛЮЧАЯ, ЧТО ВСПЛЕСК ИНТЕРЕСА К МОЛОДОЙ ГОЛЛИВУДСКОЙ «ПРИМЕ» ВОЗНИК СПОНТАННО, ВСЕ ЖЕ МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО АГЕНТ АКТРИСЫ ЭЛЭЙН ГОЛДСМИТ ДАЛА СИГНАЛ К НАЧАЛУ НОВОЙ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ.

Джулии 26 лет. Если кто-то посчитает упоминание о ее возрасте бестактностью, то именно для них повторим еще раз: ей всего 26 лет, она уже снялась в 7 «блокбастерах», выведших ее в голливудскую элиту, дважды выдвигалось на «Оскара», за один фильм оно получает 7 миллионов долларов. Ее Вивиан из «Хорошенький женщины» (в мини-юбке, в лакированных ботфортах, спина к спине с Ричардом Гиром) стала такой же эмблемой американского кино, как Чаплин с его котелком и тросточкой или Монро в её поднятом порывом ветра белом платье.

Она высокая, стройная (при росте 175 см весит 52 килограмма и едва ли когда-то будет озабочена полнотой). У неё прекрасные вьющиеся волосы, сияющие задором (и умом) глаза, ровные, белые зубы, которые она с удовольствием показывает фотографам. Черные вразлет брови и тонкие черты лицо – это отцовское наследие, в жилах которого, по его словам, текло и индейская кровь. Дотошные журналисты разглядели даже маленькую цветную татуировку на ее левом плече: сердечко и китайский иероглиф, «что по мнению одних символизирует стремление к любви, по мнению других – сердечную твердость» (Кристоф Сефрин).

Не отказывая Джулии в твердости характера, заметим, однако, что её сердце не камень, и что пристальное внимание репортёров привлекали реальные или вымышленные подробности ее романов с партнерами по съёмочной площадке – Лайамом Нисоном («Удовлетворение»), Диланом Макдермотом («Стальные магнолии») и, конечно же, Кифером Сазэрлендом («Коматозники»). Увлечение Сазэрлендом было особенно искренним и продолжительным, дело шло к свадьбе, назначенной на 14 июня 1991 года, но за две недели до этого события жених и невеста расстались. Любители светской хроники (и в меньшей степени журналисты, которых проигнорировали) были вознаграждены два года спустя, когда свадьба Джулии все-таки состоялась – но не с Сазерлендом, а с кантри-музыкантом Лайлом Ловеттом, который, по словам актрисы, «стоек, благороден, нежен», «терпелив как святой» и «гениален в своем творчестве».

Перемены в ее личной жизни совпали со съемочным периодом фильма «Досье «Пеликан». В конце 1993 года фильм был представлен зрителям, и уже первые недели проката принесли хорошие сборы и благожелательные рецензии. Сыграв в этом триллере (экранизации романа Джона Гришэма) студентку юридического факультета, которая вместе со своим приятелем-журналистом (Дензел Вашингтон) пытается разобраться в цепочке заказных политических убийств, Робертс сохранила свое прежнее очарование, добавив к нему блеск и уверенность почерка звезды первой величины.

* * *

Вроде бы, все ясно. Начат новый виток популярности, найдены новые магниты для притяжения зрителей и прессы. А все-таки – так ли прочен тот блистающий «постамент, который воздвигли для нее меньше, чем за 3 года (если иметь в виду, что «Фантастическая пицца» датирована 1988 годом, о «В постели с врагом» – 1991)? И насколько велик ее личный вклад в это, обросшее миллионами, дело? «Фантастическая пицца» и «Стальные магнолии» – это еще «игра в команде», «вспышка в эпизоде», это еще не повод для серьезных комплиментов, пусть даже (в «Магнолиях») она чуть-чуть не дотянула до «Оскара». Будьте уверены, если бы роль больной беременной барышни сыграла бы даже Мадонна, ее все равно, из благих намерений, можно было представить к «Оскару»!

Серьезнее, конечно, с «Хорошенькой женщиной». Это – потрясающий успех, это было без колебаний «проглочено» миллионами зрителей (только к июню 90-года – года выпуска фильма на экран, он уже принес 400 миллионов долларов!). Но это – сродни успеху телевизионного шоу, отлично поставленной и обставленной телеигры, в которой молоденькая инженю оказалась настолько упрямой и темпераментной, что не дала «забить» себя всей прочей внутрикадровой начинке: президентскому номеру в пятизвездном отеле, лимузином, рестораном, лифтам, деликатесам, драгоценностям, платьям «от кутюр» и сыто-обаятельному Ричарду Гиру. Не дало забить – но и не отвлекла от них внимания. Фильм отлично сбалансирован. Сама по себе вилка для салата в дорогом ресторане интересна для нас не меньше, чем переживания героини при знакомстве с этим столовым прибором («о, с вилкой справилась! Аплодисменты в студии!»).

Социальный и профессиональный портрет своей героини – проститутки из Беверли-Хиллз, Робертс нарисовала весьма условно и

34

схематично: что-то приблизительно похожее в походке, в завлекающих улыбках и модуляциях голоса – плюс набор презервативов, которые оно с деланной небрежностью предлагает клиенту. Даже тот, кто судит об американских проститутках только по Героиням Джейн Фонды («Клют») и Терезы Рассел («Шлюха») – мог сказать, «не верю!».

Но никто не стол возражать! И, в общем-то, понятно, что для миллионов зрителей, не столь важно было, кто она – проститутка, студентка или секретарша, главное – что это «простая» честная девушка, очутившаяся в постели настоящего миллионера. Интересно другое. 22-летняя начитанная девочка из интеллигентно-артистической семьи, с весьма небезупречной фигурой (её ноги дублировала бывшая поп-певица Шелли Мишель), категорически – до сих пор! – отказывающаяся сниматься в обнаженном виде, стала секс-символом начавшихся 90-х годов. Как острили журналисты, «Бэмби попал на разворот «Пентхауза».

Ключ к разгадке этого феномена кроется в вопросе, кто выбрал для себя такой секс-символ? В основном – великая нация, обжегшаяся на вольнодумстве 60-годов, оценившая благо экономической и политической стабильности и поверившая в победу над «империей зла» и в угрозу эпидемии СПИДа.

Да, в фильме «Умирая молодым» оно проникается почти платоническим чувством по отношению к смертельно больному (богатому!) молодому человеку, а в «Постели с врагом» ею вообще движет сексуальное отвращение к мужу, но и в том, и в другом случае оно женственно и дразняще-привлекательна. И всё же повод для недоумения есть.

На протяжении всей, пока недолгой, карьеры, даже в наиболее органичных для себя ролях (например, в фантастических и не лишенных игры ума «Коматозниках»), даже гарантировав себе миллионные гонорары, она ни разу не решилась отклониться от условностей жанровой схемы,

35

сыграть «неправильно», на подтексте… Конечно, противопоставлять себя жанру в Голливуде сегодня не может практически никто – даже Николсон или Гленн Клоуз. Но у Николсона был «Ездок», был «Полет над гнездом кукушки», у Клоуз – «Большое разочарование» (и не только!). Навсегда остаться «непревзойденной «Хорошенькой женщиной» для актрисы с ее внутренним миром – сомнительная честь. От такой роли – всего шаг до премьерш из «мыльных опер», до «Просто Джулии» («Просто Марии»)…

В какую сторону она шагнет завтра? Был почти двухлетний перерыв, во время которого, чувствовалось, что на душе у нее не очень-то спокойно. Кто-то упорно твердил, что она вот-вот родит ребенка – нет, на премьере «Досье «Пеликан» она появилась в узком обтягивающем платье, были разговоры об ее увлечении наркотиками, что якобы это началось но съемках сказки Спилберга «Крюк» – она начисто это опровергла («ну, хорошо, когда-то разок попробовала «косячка» – и то, не поняла, что это было»).

Был отказ от продолжения (сиквела) «Хорошенькой женщины» – и от свадьбы с Сазерлендом-младшим.

Те роли, в которых она снимается сегодня, создают довольно противоречивое впечатление. «Я люблю неприятности» – романтическая комедия, в которой она и 47-летний Ник Нолте изображают конкурирующих, о потом влюбленных друг в друга репортеров («это будет еще одна «Хорошенькая женщина») – радостно предвкушает журнал «Эмпайр». «Pret-a-porter» Роберта Олтмана и «Мэри Рэй» Стивена Фриза могут обернуться чем-то неожиданным, «Влюбленный Шекспир» с Дэниэлом Дэй Льюисом и «Любитель кино» Джима Макбрайда – скорее нет, чем да. Впрочем, рассуждать о неснятых фильмах – это гадание на кофейной гуще. Наверное, лучше, уместнее еще раз оглянуться в прошлое и убедиться, что эта «просто Джулия», этот «стальной одуванчик», ритмично чеканящий миллионы, не так прост и предсказуем. Она пишет стихи. Она философски рассуждает о смерти – и сама тяжело болела менингитом как раз перед съемками «Стальных магнолий». Она любит вечерние поездки на своем «джипе», хорошо разбирается в музыке вообще – и в музыке своего мужа, в частности. Она не любит делать педикюр (исключение – для съемок «Досье…»), и, что уж совсем нетипично для средней женщины и актрисы, она без тени стеснения признает, что у нее «уродливая стопа».

Да в конце концов, и мир, в котором она живет, устроен так причудливо, что, может быть, завтра в Голливуде будет сниматься совсем другое кино. Она к этому готова.

Дмитрий КАРАВАЕВ

36

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+