День сурка / Groundhog Day (1993)
Полнометражный фильм.
Другое название: «День Сурка» (вариант написания названия), «В постели с сурком, или Понедельник навсегда» (Россия: кинопрокат /1995/).
США.
Продолжительность 101 минута.
Режиссёр Гарольд Рамис.
Авторы сценария Дэнни Рубин, Гарольд Рамис.
Композитор Джордж Фентон.
Оператор Джон Бейли.
Жанр: комедия, кинофантазия, мелодрама
Краткое содержание
Телеведущий Фил Коннорс (Билл Мюррей), специализирующийся на прогнозах погоды, продюсер Рита Хэнсон (Энди МакДауэлл) и оператор Ларри (Крис Эллиотт) приезжают в провинциальный городок Панксатони, чтобы снять репортаж о ежегодном праздновании Дня сурка. Всё проходит достаточно гладко — разве что из-за снежной бури им не удаётся покинуть населённый пункт. Однако на следующее утро Фил с удивлением обнаруживает, что проснулся в номере местной гостиницы не 3-го, а снова — 2-го февраля. Коннорс пытается понять, что это за парадокс и, главное, что делать дальше?
Также в ролях: Брайан Дойл-Мюррей (Бастер), Гарольд Рамис (невролог), Майкл Шеннон (Фред), Марита Джерэгти (Нэнси), Анджела Пэтон (миссис Ланкастер), Рик Дакоммон (Гас), Рик Овертон (Ральф), Робин Дьюк (официантка Дорис).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.08.2016
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Трудно сказать, кем является Гарольд Рамис в первую очередь: режиссёром, кинодраматургом или всё же актёром – комиком одного призыва с Биллом Мюрреем, с которым ему, к слову сказать, доводилось неоднократно сотрудничать1. Тем не менее Рамис, не преминувший исполнить эпизодическую роль врача-невролога, спешащего заверить Фила в том, что анализы не выявили никаких отклонений от нормы, поначалу рассматривал кандидатуру вовсе не друга Билла, а других «звёзд» (Тома Хэнкса2, Чеви Чейза, Стива Мартина, Джона Траволты), хотя и счёл их в итоге «слишком положительными». Так что у Мюррея, имеющего мало равных в умении изображать эгоцентричных, высокомерных, нагловатых типов, обладающих специфическим обаянием хама, нет повода таить обиду на судьбу – совсем не то, что у телеведущего Фила Коннорса! Кумиру посчастливилось исполнить по-настоящему остроумную и неожиданную (едва ли не лучшую за всю карьеру!) роль человека, очутившегося в странном, ничем внешне не мотивированном и не поддающемся логическому объяснению положении – попавшего в коварную ловушку времени, из которой, кажется, не существует выхода.
Постановщик рассказывал в интервью, что оригинальная идея заключалась в том, что Коннорс является заложником Дня сурка порядка 10 000 лет – однако на поверку стало ясно, что достаточно и десятилетия. Филу хватает относительно небольшого срока, чтобы почувствовать всю прелесть пребывания в «зацикленном» состоянии, уподобившись белке (или сурку, обожаемому местными жителями и презрительно называемому гостем «крысой»), бегающей, точно заведённая, в колесе. Оригинальность сюжета, придуманного дебютантом Дэнни Рубином, вместе с которым Рамис написал сценарий, привнеся фирменные гэги и забавные ситуации, заключается в том, что знаменитый научно-фантастический мотив, введённый ещё Гербертом Уэллсом и блестяще обыгранный, в частности, Робертом Земекисом, оказывается вывернут наизнанку. Возникает эффект, противоположный результату, задуманному самонадеянным изобретателем «машины времени». И Коннорсу приходится раз за разом, почти как легендарному Сизифу, послушно выполнять работу – работу жить или, точнее, проживать короткий промежуток времени. Но самое поразительное заключается в том, что голливудские кинематографисты, вдоволь позабавившись над обстоятельствами заточения, в итоге пришли примерно к тому же выводу, что и интеллектуал Альбер Камю, обратившийся к этому древнегреческому мифу: «Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека». Фил знакомится с каждым из жителей (и жительниц!) городка, пробует все доступные виды развлечений, даже пытается, надеясь прервать кошмар наяву, разными способами покончить с собой. Однако обретает свободу лишь в тот момент, когда смиряется с выпавшей участью и в самом сложившемся положении вещей находит смысл существования, вроде бы априори лишённого смысла. Когда прекращает бесплодные попытки вырваться из порочного круга, перестав думать исключительно о собственной персоне – сосредоточившись на посильной помощи другим людям. Трогательная развязка истории, романтичность которой обеспечена не в последнюю очередь недюжинным обаянием Энди МакДауэлл, воспринимается великодушным подарком герою за постижение мудрой истины. Вышедший в канун Дня святого Валентина, «День сурка» стал одним из хитов сезона, собрав в национальном прокате (при бюджете $14,6 млн.) $70,9 млн.
.
__________
1 – В частности, в составе дуэта (в «Добровольцах поневоле» /1981/) и слаженной команды – в дилогии «Охотники за привидениями» /1984—89/.
2 – Забавно, что всего год спустя, в ходе работы над «Форрестом Гампом», всё повторится с точностью до наоборот.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1993, № 3. – С. 31.
Эшпай Валентин. Американская видеоколлекция // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 8. – С. 8-11.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий