Десять заповедей / The Ten Commandments (1956)

Десять заповедей / The Ten Commandments (1956): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 220 минут.

Режиссёр Сесил Блаунт ДеМилль (номинация на «Оскар»).

Авторы сценария Анеас МакКензи, Джесси Лэски-мл., Джек Гэрисс, Фредрик М. Фрэнк на основе книг Дороти Кларк Уилсон, Дж.Х. Ингрэма, А.Ю. Саутона и Библии.

Композитор Элмер Бернстайн.

Оператор Лойэл Григгс (номинация на «Оскар»).

Жанр: приключенческий фильм, драма, исторический фильм

Краткое содержание
Моисей (Чарлтон Хестон) был спасён в младенчестве и воспитан дочерью фараона Бифией (Нина Фох) как родной сын при дворе её брата Сети (Седрик Хардуик). Властелин, оценив незаурядные достижения юноши как на военном поприще, так и в искусстве возведения египетских городов, склоняется к мысли избрать преемником его, а не собственного отпрыска Рамзеса II (Юл Бриннер), считающего себя единственным законным наследником. Однако Моисей, узнав о том, что был рождён бедной еврейской женщиной Иохаведой (Марта Скотт), отныне поглощён мыслями о том, как освободить из рабства народ, к которому принадлежит.

Также в ролях: Энн Бакстер (Нафретири), Эдвард Г. Робинсон (Дафан), Ивонн Де Карло (Сепфора), Дебра Пэджет (Лилия), Джон Дерек (Иисус Навин), Джудит Андерсон (Мемнет), Винсент Прайс (Бака), Джон Кэррадайн (Аарон), Олив Диринг (Мириам), Дуглас Дамбрилл (Ианний), Х.Б. Уорнер (Амминадаб), Фрейзер Кларк Хестон (Моисей в младенчестве), Фрэнсис МакДональд (Симон), Вуди Строуд (царь Эфиопии, в титрах как Woodrow Strode), Сесил Блаунт ДеМилль (рассказчик-повествователь, озв., без указания в титрах), Ричард Фарнсуорт (управляющий колесницей, без указания в титрах), Патриция Хичкок (придворная дама, без указания в титрах), Йон Питерс (мальчик на осле, пересекающий Красное море, без указания в титрах), Роберт Вон (копьеносец / еврей у Золотого тельца, без указания в титрах)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.03.2014

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Десять заповедей / The Ten Commandments (1956): кадр из фильма
Ещё до заповедей

Когда Метатрон в ответ на упоминание Бетани о десяти казнях египетских высказывается в том духе, что, стоит человеку ознакомиться с каким-то эпизодом из Священного Писания по фильму с Чарлтоном Хестоном, как он сразу мнит себя теологом, резонно предположить, что ангелом подразумевалась именно постановка Сесила Блаунта ДеМилля. Режиссёр, ещё в период расцвета «великого немого» открывший беспроигрышную религиозную тематику и, кстати, уже тогда поразивший воображение публики эпическим повествованием о Моисее, выведшем из рабства еврейский народ, не просто добился ошеломительного успеха под занавес1 славной карьеры. Новую (именно новую, не являющуюся «римейком» более ранней ленты) версию ветхозаветных событий, обошедшуюся в огромную по тем временам сумму – $13,28 млн., предсказуемо ждал триумф, и по итогам нескольких выпусков в кинопрокат кассовые сборы составили $90 млн. С учётом инфляции доллара фильм по-прежнему уверенно занимает место среди кассовых рекордсменов за всю историю «фабрики грёз»! Но, пожалуй, ещё показательнее и символичнее, что картина радует многомиллионную аудиторию телеканала ABC на Пасху – неизменно с 1973-го, причём, стоило руководству нарушить в 1999-м (между прочим, в год премьеры упомянутой сатирической кинофантазии Кевина Смита) заведённую традицию, как на телекомпанию обрушился шквал звонков. И хотя после ДеМилля о судьбе пророка впечатляюще поведал, в частности, итальянец Джанфранко Де Бозио (в шестичасовом мини-сериале), суперколосс и по сей день остаётся «канонической» версией.

Десять заповедей / The Ten Commandments (1956): кадр из фильма
Не бояться земной власти

Кавычки в данном случае обязательны, поскольку в титрах особо оговорено, что источниками вдохновения кинематографистам послужили не только соответствующие книги (Исход, Левит, Числа, Второзаконие) Библии, но и «Царевич Египта» /1949/ Дороти Кларк Уилсон, «Огненный столб» /1859/ преподобного Джозефа Холта Ингрэма, «На крыльях орла» /1937/ преподобного Артура Юстаса Саутона, а также труды древних историков: Филона Александрийского, Иосифа Флавия. Это объясняет частичный отход от привычной богословской традиции – например, в том отношении, что по сюжету Моисей не сбегает в Мадиам, а оказывается отправлен Рамзесом II, ревнующим к сопернику избранницу Нафретири, умирать в пустыню. Не без любопытства воспринимается прозрачный намёк на якобы имевшийся у будущего избавителя шанс занять место правителя Египта и облегчить участь рабов-соплеменников, а заодно – на манер Аменхотепа IV Эхнатона – попытаться донести до подданных идею о едином Боге. Причём Сети до последнего момента сомневается, решаясь передать власть сыну лишь после того, как Моисей, по сути, сознаётся в государственной измене. Что и говорить, смелое предположение, дающее повод для размышлений…

Десять заповедей / The Ten Commandments (1956): кадр из фильма
В ипостаси пророка

Конечно, явных, бросающихся в глаза «отклонений» на протяжении повествования сравнительно немного – напротив, отдаёшь должное усилиям авторов, старавшихся придать тем или поступкам действующих лиц мотивацию, которая бы, не противореча библейскому тексту, не показалась современным зрителям наивной. Важным «доводом» послужили и специальные эффекты Джона П. Фултона (премия «Оскар»), живописующие явленные Господом чудеса: превращение посоха в змею, «горящий куст», задержавший колесницы столп огня, расступившиеся воды Красного моря… Тем не менее Сесил Блаунт, лично выступивший рассказчиком-повествователем (кроме того, долго велись споры на предмет того, не его ли голосом вещал Всевышний), постаравшийся бережно и с максимальным размахом2 проиллюстрировать жизненный путь Моисея, не упустил возможности придать легендарной истории авторскую трактовку. Представ собственной персоной в преддверии сеанса, режиссёр прямо заявил, что одной из ключевых тем фильма является вопрос о принадлежности людей государству или же Богу. Но… дело даже не в спорности оперирования понятием рабство в таком контексте, как будто, допустим, американские плантаторы-южане не были крупными частными собственниками. Позиционировавший себя консерватором, чуть ли не пуританином, маститый кинематографист на поверку отстаивал типично либеральные ценности – и, например, знаменитая сцена оргии вокруг Золотого тельца прекрасно отвечает тезису Карла Поппера о не тождественности категорий «свобода» и «вседозволенность». Перефразируя высказывание судьи (из приведённого теоретиком «свободного общества» примера), ниспосланная человеку свыше воля жёстко ограничивается необходимостью неукоснительно следовать законам, нанесённым на каменных скрижалях. Подмена произведена тонко, поистине филигранно – но именно обозначенное внутреннее противоречие лишает произведение, скажем так, художественной цельности, лишь усугубляемой тем, что Хестон уступает Юлу Бриннеру в харизме и убедительности. Впрочем, это сугубо моё мнение, сами же американцы причисляют «Десять заповедей» к безусловным достижениям в своём жанре.

.

__________
1 – Несмотря на преклонный возраст и перенесённый на съёмках сердечный приступ, мастер приступил к реализации нового проекта, но не успел завершить начатое.
2 – Массовка составила свыше 15 тысяч участников.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Карцева Елена. Юл Бриннер. Русский ковбой // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 78-79.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+