Дети райка / Les enfants du paradis (1945)

Дети райка / Les enfants du paradis (1945): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Бульвар преступлений» / «Boulevard du Crime» (название первой серии), «Белый человек» / «Человек в белом» / «L’homme blanc» (название второй серии), «Дети райка» / «Children of Paradise» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 190 минут.

Режиссёр Марсель Карне.

Автор сценария Жак Превер.

Композитор Морис Тирье.

Оператор Роже Юбер.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Первая половина XIX века, Париж. Фредерик Леметр (Пьер Брассёр), считающий себя великим, хотя пока и не признанным, артистом, который накануне убедил директора театра «Фюнамбюль» (Марсель Пере) дать ему шанс, заводит легкомысленный и ни к чему не обязывающий роман с Клер Рэн (Арлетти), предпочитающей псевдоним Гаранс. Накануне красавица ушла от Ласенера (Марсель Эрран), совмещающего призвание поэта с ремеслом вора и убийцы. Кроме того, в неё безнадёжно влюблён Баптист Дебюро (Жан-Луи Барро) — молодой мим, чьё искусство пользуется всё большей популярностью у публики, к которому Гаранс начинает испытывать ответные чувства. Однако обстоятельства складываются так, что девушке приходится принять предложение графа Эдуара Де Монтере (Луи Салу) и покинуть Францию на долгие годы.

Также в ролях: Пьер Ренуар (Жерико), Мария Казарес (Натали), Гастон Модо (слепой), Фабьен Лори (Авриль).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.08.2013

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дети райка / Les enfants du paradis (1945): кадр из фильм
Любовь, любовь…

Последний кадр фильма – торжественно опускающийся занавес – воспринимается не просто знаком признательности кинематографистов своим суматошным и беспокойным, жизнерадостным и страдающим героям. На протяжении повествования Марсель Карне не упускает, кажется, ни одного удобного случая, чтобы подчеркнуть театральный характер развёртывающегося действа. Бенефис на сцене «Гран Театра» Леметра, который издевательской импровизацией доводит до белого каления (до вызова на дуэль!) трёх авторов напыщенной драматической пьесы, и пантомима Дебюро на подмостках «Фюнамбюля» воспринимаются ничуть не более затянутыми и избыточными, чем, допустим, знаменитый «танец булочек» замечтавшегося чаплинского золотоискателя. И когда ещё никому не ведомый, хуже того, презираемый строгим родителем Баптист реконструирует для блюстителя порядка (и заодно – на потеху толпе зевак) обстоятельства имевшей место кражи, совершённой отнюдь не Гаранс, заподозренной в злодеянии, возникает ощущение, будто искусство проникает в обыденную действительность. Скажем больше. Сама любовная интрига, чрезвычайно сложная и витиеватая, распределённая на шестерых (!) действующих лиц, в конечном итоге немыслима «самостоятельной», вне атмосферы существования парижских лицедеев с их блеском и нищетой. И даже массовые эпизоды в первой серии, развёртывающиеся на бульваре дю Тампль, выстроены, если всмотреться, по тому же принципу, что и позже – в театре, когда зрители, завороженные спектаклем, не сводят глаз с артистов. Не удивительно, что для съёмок были возведены крупнейшие (на тот момент) за всю историю национальной кинематографии студийные декорации, грозившие пустить продюсеров по миру в свете тотального дефицита технических средств, расходных материалов, киноплёнки… Но при этом – удивительно дело! – на сеансе трёхчасовой картины, смотрящейся на одном дыхании, ни на мгновение не исчезает ощущение свободы и чуть ли не иллюзия захваченной врасплох жизни.

Дети райка / Les enfants du paradis (1945): кадр из фильм
Мим с печальными глазами…

По более обстоятельному размышлению парадоксальность ситуации кажется ещё очевиднее. Предвоенные произведения Карне и выдающегося кинодраматурга Жака Превера, причисленные к шедеврам «поэтического реализма», затрагивали стержневые проблемы современности, а «Вечерние посетители» /1942/, невзирая на антураж мифологизированного средневековья, и вовсе допускали иносказательное толкование в злободневном ключе. Аналогичные же поползновения в отношении «Детей райка» были бы, что и говорить, большой натяжкой. Конечно, съёмки не могли не осложниться из-за порядков, действовавших в оккупированной Франции (в частности, приходилось скрывать факт привлечения к работе художника-постановщика Александра Трауберга и композитора Жозефа Косма из-за их еврейского происхождения), а в производственном процессе принимали участие – из конспиративных соображений – многие члены Сопротивления. Кроме того, решение режиссёра всеми правдами и неправдами затянуть премьеру, которая в итоге состоялась, как и было задумано, в освобождённом войсками союзников Париже, за два месяца до Победы (9-го марта 1945-го), способствовало бурному успеху на волне патриотического воодушевления. Выручка только кинотеатра «Мадлен», где сеансы продолжались на протяжении 54 недель, составила FRF 41 млн., а в целом аудитория превысила 4,7 миллионов человек (третий показатель за тот славный год).

Дети райка / Les enfants du paradis (1945): кадр из фильма
Когда сердце принадлежит другой…

Вероятно, здесь и не требовалось прямых параллелей. Карне и Превер совершили (не побоюсь громких слов!) эстетический подвиг, воззвав к великим художественным традициям, ставшим важной и неотъемлемой частью культуры родной страны, шире – национального самосознания, в тот момент, когда соотечественники нуждались в том больше всего на свете. Дети райка, та многочисленная, живо и непосредственно реагирующая на все, что происходит на сцене, публика с галёрки, ценимая директором и артистами куда выше, чем аристократы и буржуа, покупающие билеты в первых рядах, – и есть миллионы простых французов, которым в конечном итоге и адресовано искусство, не нуждающееся в делении на «высокое» и «низкое». Жорж Садуль проницательно отметил это свойство, говоря о плодотворном влиянии на киноленту одновременно «большой» и «малой» литературы – о воскрешении духа произведений «Бальзака, Золя, Виктора Гюго, но также Эжена Сю, «Рокамболя» и «Фантомаса»1. Не меньшим авторы обязаны и живописи, в частности, работам Оноре Домье, в первую очередь – из знаменитой серии о похождениях Робера Макера, служившим источником вдохновения при выстраивании глубинных мизансцен, переполненных людьми и вещами. И, разумеется, первостатейную роль в рождении и воплощении замысла сыграло богатейшее наследие театра и пантомимы, соревнующихся друг с другом, но и взаимно обогащающихся. Никому и в голову не пришло упрекнуть авторов в чересчур вольном обращении с фактами отнюдь не вымышленных личностей (Леметр, Дебюро, Ласенер с подручным Аврилем), ставших невольными участниками перипетий в манере не то водевиля дурного пошиба, не то упоминаемых персонажами шекспировских трагедий, не то ярмарочных представлений об Арлекине, Пьеро и Коломбине. «Дети райка» могли бы послужить блестящим доказательством творческой продуктивности того «нечистого» (опирающегося на достижения смежных искусств) кинематографа, в поддержку которого так убедительно высказывался Андре Базен, – одним из самых ярких образчиков всепоглощающего и органичного эйзенштейновского «синтеза»…

Дети райка / Les enfants du paradis (1945): кадр из фильма
Дети райка

Всего вышеописанного, пожалуй, было бы достаточно для того, чтобы фильм стал громким событием культурной жизни, причём в мировом масштабе. Однако для меня работа Карне2 ещё и остаётся примером того, что выдающийся художник, чутко реагирующий на запросы времени, остающийся певцом конкретной эпохи с её чаяниями и страхами, радостями и разочарованиями, в какой-то момент – словно воспаряет над житейскими обстоятельствами и выходит за рамки времени. Отношения невольных участников, скажем так, «любовного многоугольника» могли показаться надуманными, только если услышать их удивительную историю в чьём-то невыразительном пересказе. На экране всё гораздо неожиданнее и… мудрее. Прекрасная женщина, избравшая в качестве псевдонима название цветка («la garance» означает ‘марена’), уставшая зарабатывать на жизнь, заманивая мужчин красотой своего тела3, на поверку оказывается способной на глубокое чувство. Мим, заставляющий покатываться со смеху, потому и получил такой горячий ответный отклик, что за доведённым до совершенства сценическим образом неудачливого влюблённого скрывается трагический надлом. Беззаботный актёр, вроде бы не принимающий ничего всерьёз (вспомним фрагмент, когда Фредерик запросто делится с непрошеными гостями половиной имеющихся в наличии средств), тем не менее, готовясь к партии Отелло, обращается к собственному внутреннему опыту. Даже печально известный убийца, манкирующий поэтическими наклонностями, воспринимается по-особому драматичной фигурой, надеясь оставить след в истории в качестве если уж не гения, то – великого злодея… Карне и Превер не устают поражаться диалектике тонкого, едва заметного стороннему взгляду развития человеческих душ, старающихся не сломаться и сохранить самость в хаосе повседневности, олицетворением – и отчасти орудием – которого выступает осведомитель и бродячий торговец Жерико (‘Иерихон’), всякий раз заявляющий о приходе громоподобными речами. Развязка с грустным расставанием Клер и Баптиста, бросившегося на поиски избранницы и… увлекаемого толпой, точно щепка, наверное, ещё безотраднее, чем смерть на рассвете или участь навеки остаться каменной скульптурой – но с бьющимся сердцем.

.

__________
1 – Садуль Ж. Всеобщая история кино. Том 6. Кино в период войны 1939–1945. – М.: Искусство, 1963. – С. 104.
2 – В дальнейшем мэтр, как ни печально, не удержался на достигнутых высотах.
3 – Ариадна Соколовская справедливо посчитала краткую сцену иронической отсылкой к словам Франсуа, назвавшего сравнившего Клару с «Истиной, выходящей из воды».

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Барро Жан-Луи. Прикосновение к поэзии // Искусство кино. – 1974, № 2. – С. 154-157.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+