Девушка с татуировкой дракона / Män som hatar kvinnor / Mænd der hader kvinder / Menn som hater kvinner (2009)

Девушка с татуировкой дракона / Män som hatar kvinnor / Mænd der hader kvinder / Menn som hater kvinner (2009): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Мужчины, которые ненавидят женщин» / «Men Who Hate Women» (дословный перевод оригинального названия), «Введение в заблуждение» / «Verblendung» (ФРГ), «Девушка с татуировкой дракона» / «The Girl with the Dragon Tattoo» (международное англоязычное название).

Швеция, Дания, ФРГ, Норвегия.

Продолжительность 152 минуты (расширенная версия – 180 минут, расширенная версия из двух частей – 186 минут).

Режиссёр Нильс Арден Оплев.

Авторы сценария Николай Арсель, Расмус Хайстерберг по роману Стига Ларссона.

Композитор Якоб Грот.

Оператор Эрик Кресс.

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Микаэль Блумквист (Микаэль Нюквист), автор и член редколлегии журнала «Миллениум», приговаривается в декабре 2002-го к отбыванию трёхмесячного тюремного срока и уплате штрафа, поскольку суд счёл голословными обвинения в адрес миллиардера Ханса-Эрика Веннерстрёма (Стефан Саук), выдвинутые в серии статей. Воспользовавшись данной судом отсрочкой, он принимает предложение Хенрика Вангера (Свен-Бертиль Таубе), патриарха одного из богатейших семейств Швеции, владеющего крупным промышленным холдингом, который просит расследовать обстоятельства исчезновения своей племянница Харриет (Эва Фрёлинг) в 1966-м году. Микаэль привлекает в помощницы Лисбет Саландер (Нуми Рапас), собравшую на него детальное досье по заказу магната.

Также в ролях: Лена Эндре (Эрика Бергер), Питер Абер (Мартин Вангер), Петер Андерссон (Нильс Бьюрман), Марика Лагеркранц (Сесилия Вангер), Ингвар Хирдвалль (Дирх Фрёде), Бьорн Гранат (Густав Морелл), Михалис Куцогианнакис (Драган Арманский), Анника Халлин (Анника Джаннини), Нина Норен (Агента Саландер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.09.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Девушка с татуировкой дракона / Män som hatar kvinnor / Mænd der hader kvinder / Menn som hater kvinner (2009): кадр из фильма
Лисбет собирает информацию

Этот фильм желательно посмотреть минимум дважды – до и после ознакомления с одноимённой голливудской картиной, снятой с привлечением кинозвёзд мирового уровня, с огромным (искусственно раздутым1) бюджетом и получившей мощную рекламную раскрутку. Дэвид Финчер, остающийся одним из лучших на «фабрике грёз» специалистов по саспенсу, сделал всё возможное, чтобы зрители, имевшие удовольствие ознакомиться с постановкой Нильса Ардена Оплева, воспринимали его детище не римейком, а независимой адаптацией литературного оригинала. Изменил важные нюансы, добавил несколько любопытных штрихов (в том числе скандально-эпатажного толка), подсократил эпизоды, привнёс дополнительный динамизм… И тем не менее избавиться от флёра вторичности у мэтра не получилось. На новом сеансе европейской ленты, зная, с какими трудностями придётся столкнуться искушённому искателю истины и чем завершится расследование, чуть ли не с большим интересом наблюдаешь за развитием коллизий, отмечая редкостное мастерство режиссёра, кинодраматургов и не в последнюю очередь – точно подобранных исполнителей. Не говоря уже о том, что американцу оказалось сложно вникнуть в тонкости североевропейской культуры, не составлявшие секрета для скандинавского (пусть датского, а не шведского) коллеги.

Девушка с татуировкой дракона / Män som hatar kvinnor / Mænd der hader kvinder / Menn som hater kvinner (2009): кадр из фильма
Романтическая пара

Описанное выше, разумеется, не принижает значимости творческого наследия Стига Ларссона, ставшего залогом триумфа. Роман «Мужчины, которые ненавидят женщин», опубликованный в августе 2005-го (на английском языке, под названием «Девушка с татуировкой дракона», – в январе 2008-го), после скоропостижной смерти автора от сердечного приступа, вобрал едва не весь его богатый жизненный опыт. Дело не только в чувстве вины, не дававшем покоя с подросткового возраста, когда будущий писатель стал свидетелем группового изнасилования девушки по имени Лисбет – и не помог ей. Будучи горячим поклонником научной фантастики, зарабатывая на жизнь в качестве фотографа и художника-полиграфиста, Стиг вместе с тем живо интересовался остроактуальными политическими, экономическими, идеологическими вопросами. Вступление в 1977-м в Коммунистическую рабочую лигу, позже переименованную в Социалистическую партию, и активное сотрудничество с левой прессой (правда, откровенно троцкистского толка, не ориентированной на Советский Союз) вдохновило Ларссона на журналистские изыскания в области деятельности правоэкстремистских организаций и влиятельных корпораций. Всё это, как несложно догадаться, нашло отражение в сюжетных перипетиях бестселлера (и, соответственно, экранизациях), подводя к прямо-таки напрашивающемуся выводу об автобиографическом характере образа неподкупного и храброго Микаэля.

Девушка с татуировкой дракона / Män som hatar kvinnor / Mænd der hader kvinder / Menn som hater kvinner (2009): кадр из фильма
Журналист разоблачает

Оплев не оставил без внимания иронические отсылки к замечательным произведениям Астрид Линдгрен, прозрачно намекнув, что патриарх нанял как бы сыщика Калле Блюмквиста, повзрослевшего и расставшегося с иллюзиями, и что девушка с татуировкой дракона на спине чем-то напоминает достигшую совершеннолетия хулиганку Пеппи. Реальность Королевства Швеция, выглядящая со стороны благополучной (даже, пожалуй, избыточно благополучной), на поверку оказывается куда мрачнее, и по завершении просмотра становится понятно, почему далеко не каждый местный житель готов подписаться под лозунгом «Спасибо товарищу Пальме2 за наше счастливое детство». Уникум Саландер – жертва социальной модели: механизмы, призванные обеспечить максимальную защиту личности, на практике приводят к разрушению семьи (вспомним финал, когда проясняются подробности давнего, но не забытого трагического события) и открывают широкие возможности для злоупотребления персональной властью. Сколько ж времени женоненавистник и садист Бьюрман преспокойно пользовался правом распоряжаться чужими судьбами?! Но в ещё более страшную тайну тандем погружается, углубившись в бытование членов уважаемого, влиятельного, состоятельного рода. Близость некоторых членов семейства национал-социалистам, способствовавшая, как можно заключить по ряду косвенных признаков, финансовому процветанию фамильной империи, оказывается не самым серьёзным прегрешением. Маниакальные наклонности одного из Вангеров (не станем уточнять, кого именно), полученные «по наследству» и очищенные от квазимессианского, псевдорелигиозного накала родителя, имеют, хочется сказать, политэкономическую природу. Не остаётся ни малейших сомнений, что именно принадлежность к клану сильных мира сего, гордящихся вкладом в развитие страны, лежит в основе мысли о личной вседозволенности – о возможности безнаказанно расправляться с женщинами, отнесёнными к категории отбросов общества. Причём это – не исключение, а лишь одна из форм того, во что выливается вполне определённая внутренняя установка. Другим примером служит деятельность Веннерстрёма, тоже не избегнувшего разоблачения и расплаты. Остроумным эпилогом кинематографисты дают понять: продолжение – не за горами.

.

__________
1 – По сравнению с $13 млн., многократно окупившимися благодаря международному кинопрокату, принёсшему $104,3 млн.
2 – Интересно, является ли простым совпадением, что супругу Улофа, упоминаемого в тексте книги, тоже звали Лисбет?

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+