Девять с половиной недель / Nine 1/2 Weeks (1986)
Другие названия: «9 ½ недель» / «9 1/2 недель» (варианты перевода названия) / «9 1/2 Weeks» / «9 ½ Weeks» / «9-1/2 Weeks» / «Nine ½ Weeks» (США: альтернативные варианты написания названия).
США.
Продолжительность 117 минут.
Режиссёр Эдриан Лайн.
Авторы сценария Сара Кернокан, Залман Кинг, Патриция Луизианна Кноп по роману Элизабет МакНилл.
Композитор Джек Ницше.
Оператор Питер Бизиу.
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Элизабет МакГро (Ким Бейсингер), работающая в художественной галерее, расположенной на Манхэттене, в районе Сохо, никак не может после развода наладить личную жизнь — и вообще достичь душевного умиротворения. Случайное знакомство с Джоном Грэйем (Микки Рурк), арбитражёром с Уолл-стрит, выливается в бурный и страстный роман. Однако Элизабет чувствует, что их отношениям не суждено продолжаться долго…
Также в ролях: Маргарет Уиттон (Молли), Дэвид Маргулис (Харви), Кристин Барански (Теа), Карен Янг (Сью), Уильям Де Акутис (Тед), Дуайт Уист (Фарнсуорт), Родерик Кук (Синклер, критик), Виктор Труро (клиент художественной галереи), Олек Крупа (Брюс), Сара Кернокан (посетительница галереи), в эпизоде Рон Вуд (рок-звезда на вечеринке, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.02.2015
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Тот факт, что главная героиня носит имя Элизабет, должен был подчеркнуть автобиографический характер одноимённой книги, изданной в 1978-м году. Однако Элизабет МакНилл – это псевдоним, за которым скрылась Ингеборга Дай, американка австрийского происхождения1, вдохновлявшаяся любовным романом с художником Томом Шэнноном, завязавшимся после того, как она переехала на Манхэттен и начала работать редактором феминистского журнала Ms. Вместе с тем кинодраматурги Залман Кинг2 и дебютантки Патриция Луизианна Кноп (супруга Залмана) и Сара Кернокан ориентировались при адаптации литературного первоисточника и на сугубо кинематографические традиции, в первую очередь – на «Последнее танго в Париже» /1972/. В данной связи знаменательно, что «Девять с половиной недель», не снискавшие зрительского успеха в национальном прокате (кассовые сборы составили $6,7 млн. при бюджете $17 млн.), вызвали подлинный фурор – принесли порядка $100 млн.! – за рубежом, прежде всего в Западной Европе. И действие долгожданного (впрочем, изрядно разочаровавшего поклонников) «сиквела» было перенесено не куда-нибудь, а в столицу Франции…
Сравнение с шедевром Бернардо Бертолуччи с одной стороны позволяет выявить слабые стороны фильма, в отдельные моменты находящегося в опасной близости от плагиата, но с другой – заставляет обратить внимание на ряд аспектов. Эдриан Лайн, конечно, вовсю эксплуатирует эффектные приёмы, наработанные ещё при работе в музыкальном видео и блестяще зарекомендовавшие себя в «Танце-вспышке» /1983/. Фрагменты интимных уединений любовников (да и томления МакГро в ожидании очередного свидания с Грэйем) выстроены по законам именно видеоклипов, и композиции Джо Кокера, Брайана Ферри, группы Eurythmics и других исполнителей несут не менее важную эмоциональную нагрузку, чем световые и цветовые изыски оператора Питера Бизиу. И даже садомазохистский оттенок, который постепенно приобретают отношения, продлившиеся всего девять с половиной недель, не принимает такого же брутального и всепоглощающего характера, как у персонажей Марлона Брандо и Марии Шнайдер. Если о Поле мы узнавали, что он перепробовал массу профессий (по сути, неустанно искал себя), а теперь, после самоубийства жены, находится в глубокой депрессии, то Джон – откровенно жаждет новых сексуальных впечатлений, признаваясь Элизабет, что с некоторых пор нуждается в, скажем деликатно, дополнительных стимулах. Однако режиссёру-англичанину хватает художественного чутья и ощущения реальности (было бы лицемерием отрицать наличие у него таланта наблюдательного социолога), чтобы не свести пафос к воспеванию чувственных удовольствий и прочих элементов «сладкой жизни», являющихся пределом обывательских мечтаний. Лайн берёт крайнюю ситуацию, сводя вместе преуспевающего дельца с Уолл-стрит (затяжной кризис миновал, и больше нет нужды денно и нощно следить за состоянием рынков) и женщину, по роду деятельности вращающуюся в богемных кругах. Но… подобно тому, как художник, чьи полотна вызывают всеобщее восхищение, скучает и тоскует на организованной выставке, в душах двух одиноких людей, случайно познакомившихся в огромном городе, растёт и ширится пустота. До трагической развязки, как у Бертолуччи, дело не доходит – однако Грэй и МакГро, по существу, так и не осмеливаются отдаться на волю любви, и это не может не навевать грусть… В завершении хотелось бы отдельно выделить тот вклад, что Эдриан внёс в развитие карьер Микки Рурка и Ким Бейсингер, несмотря на то, что «звёзды» отзывались о режиссёре, практиковавшем суровые и изощрённые методы, крайне нелестно.
.
__________
1 – Между прочим, родилась в Граце примерно за семь лет до того, как неподалёку (в деревне Таль) появился на свет Арнольд Шварценеггер.
2 – Также выступил одним из продюсеров, а впоследствии, перейдя к самостоятельным постановкам, стал одним из ведущих в США мастеров экранной эротики.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Микки Рорк: наследник беспокойных // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 5. – С. 8-11.
Вагина П. Ким настоящая // Ровесник. – 1991, № 2. – С. 29-30.
Пирус М. Сын беспокойного // Ровесник. – 1991, № 1. – С. 29-30.
Дроздова Марина. Последний дикарь // Экран. – 1993, № 3. – С. 14-15.
Разрешить нельзя запретить: стриптиз // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 28. – С. 153-155.
Сегаль Д. Сверхновая звезда // Новости видео. – 1991, № 04 (11). – С. 2.
Цыркун Н. Что смотрят в мире на видео // Видео Дайджест. – 1990, № 3. – С. 24-32.
Микки Рурк: бунтующая звезда // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 44-47.
Сильванович Олег. Ким Бэсинджер: актриса одной роли? // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 48-51.
Микки Рурк // Видео-Асс Sunrise. – 1994, № 2. – С. 27-28.
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 05. – С. 30.
Либ Ребекка. К востоку от Эдема // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 3. – С. 15.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий