Девять с половиной недель / Nine 1/2 Weeks (1986)
Либ Ребекка. К востоку от Эдема // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 3. – С. 15.
РУССКИЙ ДОМ
В статье Ребекки Либ из американского журнала «Премьер» нет для нас ничего нового. Уж мы-то знаем, что берем чужое без спросу, пользуемся, наживаемся… Вошло в привычку, да и за руку никто не хватает. Но вот взгляд со стороны – и неуютно, и стыдно, и унизительно. И хорошо бы, чтоб не только нам, редакции «Видео Асс Фаворит», но и тем, кто давно уже спутал карман соседа со своим собственным.
К ВОСТОКУ ОТ ЭДЕМА
Пролетарии всех стран бывшего Восточного блока объединились в общем стремлении смотреть голливудское кино. Видео стало последним криком моды, символом престижа, самым желанным гостем в каждом доме. Рэмбо и Рокки не сходят с экранов, а порнографии «экс-социалисты» смотрят столько, что пора было бы побеспокоиться и о несварении. Хотя объясняется все элементарно: население этих стран на 45 лет отстало от достижений мирового кинематографа. Оно это знает и торопится наверстать упущенное.
В бывших социалистических странах видеоиндустрия развивается по-разному. В наиболее демократических – Польше и бывшей Восточной Германии – она тесно связана с официальным прокатом и даже некоторыми американскими кино-компаниями. В государствах со слабой демократической традицией – Болгарии, Румынии, России – процветает пиратское видео.
В России видеореволюция началась вместе с перестройкой, когда видеомагнитофоны и кассеты стали ввозиться в страну в багаже стюардесс, моряков, бизнесменов, дипломатов и политических деятелей. Рядовой зритель еще не мог позволить себе приобрести видеомагнитофон, поэтому повсюду начали открываться видеосалоны, работающие по 18 часов в сутки, видеобары, просмотровые залы на железнодорожных вокзалах и в аэропортах. Обычно в этих видеосалонах яблоку упасть негде, зато кинотеатры по соседству пустуют и прогорают.
Кто же автор этой «чисто капиталистической идеи»? Компартия, быстро переродившийся комсомол и профсоюзы. В России доход от видеопиратства в 1991 году, по нашим данным, составил от 200 до 300 млн. долларов. По западным меркам, вся видеопромышленность России нелегальная. Кассеты, поступающие с Запада, размножаются быстрее, чем кролики. Даже государственное телевидение промышляет пиратством. Последнее переполнило чашу терпения Ассоциации киноработников Америки, которая в июле 1991 года, накануне открытия Московского кинофестиваля, объявила о его бойкоте в наказание за показ по телевидению фильмов «9 1/2 недель», «Крепкий орешек-2», «Хищник».
Мария Зверева, вице-президент Союза кинематографистов заявила, что холодная война, объявленная Голливудом, не что иное, как заговор: ведь только убедившись, что российская молодежь помешалась на американских фильмах, Ассоциация объявила бойкот. «Это не так, – парировал Марк Харрад, один из директоров Ассоциации, – просто официальные лица в России на словах выступают против пиратства, а на деле тесно с ним связаны. Мы готовы поставлять фильмы, если пиратство будет пресечено на государственном уровне».
Впрочем, пиратствуют не только в России. В Румынии, например, видеосалоны растут, как грибы после дождя. Большая часть из них расположена в гаражах, где входной билет стоит 10 центов, а прокат одной кассеты на два дня – 50 центов. Так что и здесь смотреть видеофильмы дешевле, чем ходить в кино.
Болгарский атташе по культуре Игнатовски рассказывает, что изданный еще три года назад закон о пиратстве не работает. Видеотеки в Болгарии множатся, а производство фильмов на государственной студии подошло к нулевой отметке. Чтобы производственные цеха не простаивали, в них делают… гробы. Декорации больше не нужны…
Польшу два года тому назад охватила настоящая видеогорячка. Сразу же после падения Берлинской стены толпы поляков ринулись в Берлин скупать видеооборудование для перепродажи на родине. Правда, сейчас положение в Польше постепенно нормализуется, иными словами начинает успешно развиваться легальная видеоиндустрия. Новые магнаты польского видео утверждают, что время «дикого пиратства» ушло в прошлое, и люди все настойчивее стремятся смотреть настоящее кино.
Страны Восточной Европы только еще вступают в новый мир, где свободное предпринимательство не свободно, а регулируется законом. Но вполне вероятно, что вскоре они вырвутся вперед и будут давать львиную долю прибыли американским прокатчикам. Как это уже происходит в Центральной Европе, где прокат американских картин приносит более половины годового дохода. Процесс этот естественный и потому необратимый.
Перевод Е. ПОЛЯКОВОЙ
15
Добавить комментарий