Дик Трейси / Dick Tracy (1990)

Цыркун Н. Бэтмания // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 1. – С. 2-4.

БЭТМАНИЯ

ФАВОРИТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ – ФАВОРИТАМИ СТАНОВЯТСЯ, И НЕ ТОЛЬКО АКТЕРЫ И АКТРИСЫ, РЕЖИССЕРЫ И ФИЛЬМЫ, НО И ЖАНРЫ. КОМИКСЫ ПОЯВИЛИСЬ ОДНОВРЕМЕННО С КИНЕМАТОГРАФОМ КОМИКСЫ БЫЛИ ПОПУЛЯРНЫ, КАК И КИНЕМАТОГРАФ КАК И КИНЕМАТОГРАФ, КОМИКСЫ ДАВНО СТАЛИ ПРЕСТИЖНОЙ ОБЛАСТЬЮ ИСКУССТВА.

КОМИКСЫ И КИНЕМАТОГРАФ – ИСТОРИЯ ОБРУЧЕНИЯ.

Комикс – излюбленный американцами жанр, так же, как и кино. Появились они почти одновременно и будто специально были придуманы для той мощной волны эмиграции, что захлестнула Америку в начале века. Приезжали люди, не знающие языка, малограмотные – но в кинозале или с комиксом в руках не чувствовали себя чужаками, не ощущали неполноценности – все понятно!

Эти картинки, последовательно рассказывающие какие-нибудь истории («оживленные», они превратились в мультфильмы), стали собираться в серии, объединенные одним главным персонажем. Эти серии годами не сходят со страниц газет и специальных изданий, умирают и воскресают, и как знак наивысшей популярности – попадают на экран.

Уже в 30-е годы туда перекочевал созданный воображением Алекса Реймонда герой космической одиссеи Флэш Гордон. В его роли снялся чемпион Олимпийских игр по плаванию 1928 и 1932 годов Ларри Бастер Крэбб, широкоплечий блондин с открытым лицом и голубыми глазами. Это был прообраз Небесного Странника «Звездных войн», космолетчик, который, кстати, свел дружбу с неким русским профессором Жарковым. Ничего, что у того пролетарская косоворотка и борода лопатой – он парень головастый и надежный. А еще в те времена стал кинозвездой деревенский увалень Крошка Эбнер, простодушный и наивный, но сумевший поймать похожего на Бармалея бандита Держиморду.

Один из ветеранов неисчислимого легиона персонажей комиксов (возглавляемого Микки Маусом) – Дик Трейси. Он впервые появился на страницах газеты «Нью-Йорк Дейли Ньюс» в 1931 году, в тяжелые для страны времена Великой Депрессии, когда американские города терроризировала организованная преступность. Писатель и художник Честер Гулд задумал Дика как идеального героя, который смог бы одолеть злых гениев гангстеризма вроде Аль Капоне или Диллинджера. Сюжеты для историй о подвигах детектива Трейси Гулд черпал из сообщений газет. Дик, например, успешно расследовал нашумевшее дело о похищении ребенка из семейства Линдберов.

С тех самых пор Дик Трейси, не старея, живет рядом с американцами, оставаясь все тем же рыцарем без страха и упрека, который преследует бандитов и помогает их жертвам. Время, конечно, оставляет на нем свои приметы. Вот у него появилась микрорация, потом – наручный телевизор, и, наконец, компьютер. Его враги становятся все ужаснее и из обыкновенных выродков превращаются в гротескных монстров с многозначительными именами – Флэттоп (Плоскостоп), Брау (Лбина), Моул (Муха) и т.п. У друзей тоже имена значащие, как всегда в комиксах. Трухарт, например, – Верное Сердце. Замечательно звучит. Тесс Трухарт надежно сопровождает Дика с тех пор, как он женился на ней в 1949 г. Между прочим, ее родителей убили бандиты, и это придало благородной борьбе Дика личную окраску.

В 1977 г. Честер Гулд отошел от дел, а над приключениями Дика Трейси продолжали трудиться Макс Аллан Коллинз (он потом участвовал в работе над экранизацией «Бэтмана») и художник Рик Флетчер, а после смерти Флетчера, с 1983 г. его

2

место занял Дик Люгер, который изобразил схватки знаменитого детектива с видеопиратом по имени Сплитскрин (Расщепи Экран), компьютерным бандитом Мемори Бэнкс (Банк Памяти) и парочкой респектабельных преступников-яппи – Апп-уорд (Карьерист) и Тренди Ли-мобиль (Движок-Нос-по-Ветру).

Первым экранным Диком Трейси был Ричард Бирд: начиная с 1937 г. фильмы с его участием выходили почти ежегодно: «Дик Трейси возвращается», «Фэбээровцы Дика Трейси», «Дик Трейси против корпорации «Преступление» (там он встретился с фантастическим злодеем Зарноффом, супершпионом, которому удалось восстать из мертвых после казни на электрическом стуле), «Призрак» (и здесь, как вы помните, он сразился с гостем из загробного мира). В картине 1945 г. под простым названием «Дик Трейси» наш герой встретился на экране с Тесс Трухарт и там же впервые появился Джуниор (он же Кид-малыш), а также один из его смертельных врагов по кличке Сплитфейс (Раскроенная Башка), которого сыграл Майк Мазурски, выступивший в последней ленте, оживившей этих бессмертных персонажей, в крошечной ностальгической роли Старика. В одной из версий знаменитого комикса снялся кинематографический суперзлодей Борис Карлофф.

В 1950 – 52 гг. Р.Бирд снимался в телевизионном сериале «Дик Трейси», а после его смерти к образу Дика обратились мультипликаторы. Уоррен Битти в 1990 г. соблазнился идеей вернуться к золотым дням Дика Трейси – 40-м годам. Ради него он оставил свой грандиозный замысел суперколосса «Иштар». Решение было принято не без влияния «Бэтмана» Тима Бартона, который стал сенсацией 1989 г.

Бэтман немного помоложе Дика. Под именем Дарк Найт (Темный Рыцарь) он впервые появился на страницах журнала «Детектив Комикс» в мае 1939 г. Юный Брюс Уэйн был одержим отмщением за бессмысленную смерть своих родителей, свершившуюся на его глазах. Многие годы он посвятил совершенствованию своего тела и освоению боевых искусств, а когда понял, что его час настал, вернулся в родной Готам-сити, чтобы бороться с бандитами и негодяями.

Два десятилетия Бэтман был самым популярным персонажем комиксов и, кстати, близко подружился с Суперменом. В 1966 г. он стал телезвездой, дважды в неделю появляясь на домашнем экране. Но популярность его была столь бурной и так нещадно эксплуатировалась, что вскоре он приелся публике. Однако, отдохнув от Человека-Летучей Мыши, американцы с новым энтузиазмом встретили свежую книгу комиксов «Дарк

3

Найт», вышедшую в свет в 1986 г. по цене 16 долларов за штуку. В этот исторический момент Готам-сити превратился в оплот панкующих банд, оснащенных новейшей электроникой, а полиция оказалась бессильной. Так что Бэтману пришлось снять с вешалки костюм Летучей Мыши, надеть чешуйчатые сапоги и вновь выступить на защиту законов и порядка, как в те далекие годы, когда его породила фантазия Боба Кейна и Билла Фингера.

Судя по данным социологов, сегодня средний читатель комиксов – это американец старше 20 лет, тратящий от 35 до 60 долларов в месяц на новые издания (при цене за один экземпляр от 75 центов до 4 долларов). Чего ради тратятся эти немалые деньги (две пары дамских туфель, между прочим)? Да ради того, чтобы лишний раз порадоваться, когда Супермен, этот посланец далеких миров с планеты Крептон, посылая лазерное излучение из глаз, расправляется с миллионерами, одержимыми мировым экономическим господством; когда Дик Трейси очищает город от банды Биг Боя Каприза; когда Бэтман спасает граждан Готам-сити от посягательств психопата Джокера или обозленного и похотливого Пингвина с его армией. То есть, чтобы испытать редкое в нашей жизни удовлетворение от торжества справедливости. И вот что ценно: все эти герои – незаметные и негероичные до поры до времени люди: простой полицейский, клерк-очкарик, стареющий обыватель (хоть и миллионер). К тому же каждый из них выбился из бедности или из сиротства. Даже Супермен, сын полубога, воспитывался на Земле в самой обыкновенной семье в глухой провинции. В общем, это истории о том, как довольно заурядный человек выходит на встречу со злом и заставляет его отступить. Этот сюжет никогда не надоест человечеству.

Выполняя свою суровую миссию, Бэтман не теряет доброты (а сражаясь с бесноватой Женщиной-Кошкой – шарма джентльмена), Дик трогательно опекает безродного Кида, Кларк Кент (он же Супермен) трогательно влюбляется и по-старомодному деликатно обходится с окружающими. Поэтому так легко вообразить, будто это ты сам в алом плаще Супермена, костюме Летучей Мыши или плаще и «Федоре» Дика Трейси совершаешь все эти подвиги. Поэтому все они, уходя, возвращаются. Причем ряды их постоянно пополняются. В 1982 г. 26-летний художник Дейв Стивенс начал рисовать комиксы, стилизованные под 30-е годы. А в 1991 г. Джо Джонстон (обладатель «Оскара» за спецэффекты в фильме «В поисках затерянного ковчега») поставил по ним свою картину «Ракетчик».

Надо сказать, обращение к 30 – 40-м годам вообще неслучайно. В те времена еще не вошли в моду психологически тонкие и романтизованные портреты преступников в кино. Они представали беспощадными и малоумными выродками, с которыми следует разговаривать на единственно понятном им жестком языке. Тогда ясно было, что хорошо, а что плохо. Однозначно ясно. Отсюда – четкий, контрастный мир «Дика Трейси», где есть честный и прямодушный защитник порядка и безумные монстры с глупыми кличками Слива, Мямля и прочее.

Отсюда мрачный, даже зловещий пейзаж «Бэтмана», напоминающий об устрашающих городах времен немецкого экспрессионизма, где разворачивалось действие фильмов «Франкенштейн» или «Носферату», – ведь власть здесь принадлежит преступному миру. А то, что армия Пингвина – порождение городской канализации – лучший символ криминального подполья, в бой с которым вступают неизменные фавориты комиксов. Сегодня на этих ролях Кристофер Рив (Супермен), Уоррен Битти (Дик Трейси), Майкл Китон (Бэтман).

Н.ЦЫРКУН

4

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+