Дикие сердцем / Wild at Heart (1990)

Дикие сердцем / Wild at Heart (1990): постерПолнометражный фильм («Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ).

Другие названия: «Дикие сердца» / «Шальные» / «Необузданные в глубине души» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 125 минут.

Режиссёр Дэвид Линч.

Автор сценария Дэвид Линч по роману Барри Гиффорда.

Композитор Анджело Бадаламенти.

Оператор Фредерик Элмс.

Жанр: комедия, криминальный фильм, мелодрама, триллер

Краткое содержание
Лула Пэйс Форчен (Лора Дерн) встречает Сейлора Рипли (Николас Кейдж), вышедшего из тюрьмы, где отбывал наказание за то, что, обороняясь, убил Бобби Рэя Лемона (Грегг Дэндридж). Девушка уговаривает избранника отправиться в Калифорнию, хотя тем самым он нарушит условия досрочного освобождения. Это приводит в бешенство Мариэтту (Дайан Ладд, номинация на «Оскар» и «Золотой глобус»), мать Лулы, считающую, что Сейлор — неподходящая партия для её дочери. По следам «диких сердцем» любовников направляются частный детектив Джонни Фарго (Гарри Дин Стэнтон) и люди гангстера Марселлеса Сантоса (Дж.И. Фримен)

Также в ролях: У. Морган Шеппард (мистер Рейндир), Уиллем Дефо (Бобби Перу), Криспин Гловер (кузен Делл), Грейс Забриски (Хуана Дуранго), Изабелла Росселлини (Пердита Дуранго), Шерилин Фенн (девушка, попавшая в автокатастрофу), Шерил Ли (добрая волшебница), Дэвид Патрик Келли (Дропшэдоу), Пруитт Тейлор Винс (Бадди), Джек Нэнс (00 Спул), Джон Лури (Спарки), Фредди Джонс (Джордж Кович), Гленн Уокер Харрис-мл. (Пэйс Форчен).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.10.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дикие сердцем / Wild at Heart (1990): кадр из фильма
Необузданная парочка

«Вы, американцы, ничего не делаете, чтобы постичь собственную культуру», – скажет в «Мечтателях» /2003/ молодой француз Тео студенту Мэттью, прибывшему по обмену из США. У Бернардо Бертолуччи были глубокие основания к тому, чтобы вложить в уста персонажу такого рода реплику! Премьерный показ на Каннском международном кинофестивале завершился овацией (зал вмешал 2400 зрителей) создателям фильма, едва успевшим закончить работу к началу конкурса. Но когда выдающийся итальянский кинематографист, исполнявший обязанности председателя жюри, объявлял призёра «Золотой пальмовой ветви», торжественную речь чуть не заглушили недовольные возгласы… заокеанского кинокритика Роджера Эберта, которого многие поддержали. Удивительнее всего, что в это время в Соединённых Штатах возникла настоящая мода на творчество Дэвида Линча. Его телесериал «Твин Пикс» /1990-91/ будоражил умы многомиллионной аудитории, осуществлённая совместно с Анджело Бадаламенти в Бруклинской музыкальной академии постановка мюзикла «Индустриальная симфония №1» снискала одобрительные отзывы, рекламные ролики, видеоклипы, выставки картин и даже комиксы – вызывали неизменный интерес. Да и лента показала относительно неплохие1 (после ряда корректировок, сделанных режиссёром по итогам тестовых просмотров) коммерческие результаты. Однако всё это никак не повлияло на мнения ведущих киноведов, большей частью написавших негативные рецензии. Парадокс? Не больший, чем слова бертолуччиевского Мэттью, безо всякой задней мысли ставящего Бастера Китона выше Чарли Чаплина…

Дикие сердцем / Wild at Heart (1990): кадр из фильма
Бобби Перу. Как страна

Для периода «рейганомики» работы Линча, и в первую очередь именно «Дикие сердцем», стали примерно тем же, чем в канун «сексуальной революции» – полотна Энди Уорхола. Подобно тому, как подвижник поп-арта с маниакальным упорством тиражировал образы масскульта, от банок из-под «кока-колы» и супов «Кэмпбелл» до портретов Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор, Дэвид по максимуму (кажется, в запредельном количестве) насыщает действо предметами, ставшими сущими фетишами для соотечественников – представителей нации, с головой увязшей в вещизме. Касается ли это неизменных сигарет, вызывающих рак лёгких, смертоносного огнестрельного оружия, автомобилей, грозящих авариями на дорогах с летальным исходом, или одежды… К слову, Николас Кейдж сам предложил сниматься в любимой куртке из змеиной кожи, отражавшей индивидуальность Сейлора и вместе с тем являвшейся аллюзией на героя Марлона Брандо в драме «Из породы беглецов» /1957/, снятой по пьесе Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад», сыгравшей, в свою очередь, важную роль в судьбе Брюса Дерна и Дайан Ладд – будущих родителей партнёрши Лоры Дерн. Дошло до того, что подлинная действительность плотно переплетается с вымыслом, и уже решительно не понять, многое ли исполнительницы привнесли в напряжённые отношения Лулы и Мариэтты из семейного опыта. Если Гамлету искусство (слегка подправленная инсценировка «Убийства Гонзаго») помогало вывести на чистую воду виновников преступления, то теперь обстоятельства отцеубийства всплывают как-то сами собой, в процессе развития событий, безотносительно к каким-либо художественным актам. Уточним: к художественным актам, осуществляемым сознательно. Ирония ситуации заключается в том, что подспудно – практически все поступки действующих лиц продиктованы мотивами, прямо восходящими к тем или иным популярным произведениям, будь то романтические баллады Элвиса Пресли или красочная голливудская сказка «Волшебник из страны Оз». И в том нет, как говорится, никакого модернизма, никакого абстракционизма и сюрреализма: постмодернистские реалии таковы, что добрая колдунья способна возникнуть ниоткуда (вовсе не являясь, вопреки здравому смыслу, галлюцинацией, вызванной ударом по голове в ходе драки бывшего заключённого со шпаной) и дать Рипли бесценный совет. Всё бы ничего, но от этого, поверхностного уровня на поверку оказывается не так уж далеко до глубинных пластов – до архетипов. Из спички или зажигалки вдруг вырывается всепоглощающий (заполняющий весь экран) огонь, а Бобби Перу в натянутом на голову чулке внезапно начинает походить на самого дьявола, несущего хаос и погибель.

Дикие сердцем / Wild at Heart (1990): кадр из фильма
Любящая Лула

Режиссёр-сценарист, взявший за основу книгу Барри Гиффорда «Дикие сердцем: история Сейлора и Лулы» (вышла из печати в том же 1990-м2), справедливо утверждал, что картина до известной степени стала порождением своей эпохи. На удивление аутентично отразила рост насилия в обществе, подогревавшийся (разжигавшийся?) разными социальными, экономическими, идеологическими причинами и достигший апогея весной 1992-го, когда избиение полицейскими Родни Кинга вылилось в печально известный Лос-анджелесский бунт. Охотно верю (такого не придумаешь нарочно!), что завораживающая «дикость», необузданность, разнузданность была, что называется, разлита в воздухе, впитавшись в атмосферу фильма. Но лента интересна даже не в качестве точного слепка времени, а как пример консервации и препарирования (так сказать, линчевания) расхожих мифов, которые, овладевая сознанием – индивидуальным и массовым, однажды материализуются. Мотив получит дальнейшее, более обстоятельное развитие в постановках Дэвида, начиная с «Шоссе в никуда» /1997/ (по сценарию, написанному совместно с Гиффордом).

.

__________
1При бюджете порядка $9,5-10 млн. кассовые сборы составили $14,56 млн.
2 – Третью часть литературного цикла позже экранизирует испанец Алекс де ла Иглесиа («Пердита Дуранго» /1997/), пригласив – вместо Изабеллы Росселини – Марису Томей.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Дэвид Линч. Интервью. Беседы с Крисом Родли. – Санкт-Петербург: Издательская группа «Азбука-классика», 2009 – С. 280-311.
Иринина Е. Королева Изабелла // Ровесник. – 1991, № 3. – С. 29-30.
Трофименков М. Дэвид Линч: по ту сторону кича // Искусство кино. – 1991, № 11. – С. 155-158.
Шепотинник Пётр. Ещё вчера // Искусство кино. – 1991, № 11. – С. 158-164.
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 4. – С. 32.
Андрей Плахов – Кирилл Разлогов. Канн-90: неоакадемизм versus неоварварство // Искусство кино. – 1990, № 12. – С. 118-128.
Кудрявцев Сергей. Необузданный Кейдж // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 15. – С. 18-22.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+