Дипломная работа / Tesis (1996)

Дипломная работа / Tesis (1996): постер

Полнометражный фильм (премия «Гойя»).

Другие названия: «Диссертация» / «Тезис» / «Снафф» / «16 мм» / «Опасная находка» / «Курсовая» / «Диплом» (варианты перевода названия), «Дипломная работа» / «Thesis» (международное англоязычное название).

Испания.

Продолжительность 125 минут.

Режиссёр Алехандро Аменабар (премия «Гойя»).

Автор сценария Алехандро Аменабар (премия «Гойя») по сюжету Алехандро Аменабара и Матео Хиля.

Композиторы Алехандро Аменабар, Мариано Марин.

Оператор Ганс Бурманн.

Также премию «Гойя» получили: Мария Елена Сайнс де Росас (монтаж), Эмилиано Отегуи (директор картины), Даниэль Голдстейн, Рикардо Стейнберг, Альфонсо Пино (звук).

Жанр: детектив, триллер

Краткое содержание
Анхела (Ана Торрент, номинация на премию «Гойя»), студентка киноведческого факультета Мадридского университета Комплутенсе, собирая материал для дипломной работы, посвящённой аудиовизуальному насилию, просит своего научного руководителя, профессора Фигероа (Мигель Пикасо), взять в видеотеке соответствующие фильмы. Одновременно девушка обращается за помощью к однокашнику Чеме (Феле Мартинес, премия «Гойя» как начинающему актёру), который рассказывает, что помимо привычных хорроров и триллеров существует разновидность фильмов под названием снафф, на которых запечатлены подлинные пытки, убийства, расчленение трупов. Разыскивая профессора, Анхела обнаруживает, что Фигероа скончался от сердечного приступа в просмотровом зале вуза. Не устояв, она тайно забирает видеокассету, оставшуюся в видеомагнитофоне.

Также в ролях: Эдуардо Норьега (Боско Эрранс), Хабьер Элорриага (Кастро), Ньевес Эрранс (Сена), Роза Кампилло (Йоланда), Пако Эрнандес (отец Анхелы, в титрах как Francisco Hernández), Роза Авила (мать Анхелы), Тереса Кастанедо (телеведущая), Эмилиано Отегуи (профессор).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.08.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дипломная работа / Tesis (1996): кадр из фильма
Участники интриги

В своём третьем (и первом полнометражном) фильме Алехандро Аменабар не просто, проявив чувство «чёрного юмора», свёл счёты с теми из преподавательского состава киношколы, чьи придирки в процессе обучения счёл чрезмерными – и чьими стараниями не получил профессиональное образование. Лента лишь поначалу воспринимается в соответствии с собственным рекламным слоганом («Меня зовут Анхела. Они собираются убить меня»), заставляя биться над разрешением вопроса: кто стоит за преступлениями? Испанский режиссёр, сценарист и композитор предельно осторожно закручивает сюжет, старательно избегая слишком резких драматургических поворотов. И, в отличие от Брайана Сингера («Подозрительные лица» /1995/) и Дэвида Финчера («Семь» /1995/), коллег и единомышленников из-за океана, открытие, которое ближе к финалу мы делаем вместе с Анхелой1, не оглушает, не повергает в шок. Обволакивающий ритм, мрачная, предвещающая кровавую развязку атмосфера, тревожная музыка оказываются гораздо действеннее. Уже догадываясь, к чему всё идёт, начинаешь в ином свете видеть и предшествовавшие события, уясняя ошибочность собственного нежелания (до определённого момента) отбросить житейский опыт, преодолеть стремление сознания как можно дольше держаться за удобные стереотипы. Зритель оказывается даже консервативнее героини, затеявшей опасное расследование и не знающей, как выпутаться из ситуации – опасающейся, что обращение в полицию навредит другу, которого посадят в тюрьму за убийство, не поверив, что имела место самозащита. Так кто же – маньяк: Боско, знающий, как сильно действует его обаяние на девушек, или всё-таки Чема, невольно отождествляющий себя с уродливым карликом из сказки, тем более что в самый неожиданный момент находятся улики, свидетельствующие против него?..

Дипломная работа / Tesis (1996): кадр из фильма
Тезисный разговор

Впрочем, сугубо жанровые аспекты (мастерски нагнетаемый саспенс, продуманная интрига и т.д.) послужили лишь точкой отсчёта, средством затронуть куда более серьёзные социальные, психологические, философские вопросы. Формально-то Аменабар учёл настойчивые пожелания профессора Кастро, внушающего студентам, что кинематограф является индустрией, которая должна удовлетворять запросы широкой публики, и пытающегося убедить Анхелу, что нельзя вводить цензуру на сцены насилия: иначе не выдержать конкуренцию с Голливудом. Коммерческие показатели «Дипломной работы», снятой оперативно, за несколько недель, и обошедшейся ESP 116 млн., сеансы которой посетило 854 тысячи человек2, это подтверждают! Вместе с тем режиссёр, ставя под сомнение и подвергая критике сложившиеся механизмы восприятия экранных перипетий, использует тему для исследования самого инструмента воздействия на сознание. Для глубокого и подчас мучительного анализа природы кинематографа. По ассоциации на память приходит имя Майкла Пауэлла, творца не признанного современниками шедевра «Подглядывающий» /1960/, чуть ли не первым – правда, исходя из иных эстетических предпосылок – осмелившегося осветить неприглядные стороны «седьмого искусства». Но изощрённые эксперименты психиатра над собственным ребёнком, педантично фиксируемые на киноплёнку, или же увлечения Чемы, помещавшегося на порнографии, фильмах ужасов и натуралистичной (получившей специальный термин «shockumentary») документалистике, – ещё цветочки. От неумной шутки на предмет того, как легко и дёшево снимать снафф в домашних условиях, гораздо ближе, чем кажется, не просто до претворения идеи в жизнь – до организации полноценного «бизнеса». Для начала – подпольного… Однако финал, несмотря на то, что преступники понесли заслуженную кару, не звучит оптимистично. Алехандро прозрачно намекает на самое мощное средство манипуляции массовым сознанием – телевидение, удерживающее всеобщее внимание, потакая низменным инстинктам: отрывки из видеоматериалов, приобщённых к уголовному делу, пускаются в эфир с лицемерным предупреждением о непотребном характере кадров. Данный тезис звучит у Аменабара особенно пронзительно и страшно!

.

__________
1 – Сущий ‘ангел’, тем более что образ воплотила Ана Торрент, запомнившаяся изумительными детскими ролями у Виктора Эрисе, Карлоса Сауры и Хайме де Арминьяна.
2 – Кассовые сборы в национальном прокате оцениваются в ESP 440,3 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+