Дневник сельского священника / Journal d’un curé de campagne (1951)
Дуларидзе Латавра. Следуя заповедям // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 31. – С. 69-69.
ФЕСТИВАЛИ: МОСКВА-95
О РАБОТЕ ХРИСТИАНСКОГО ЖЮРИ
СЛЕДУЯ ЗАПОВЕДЯМ
Христианское жюри будет работать в Москве уже четвертый раз. Его появление в 1989 году было знаком больших перемен. Именно здесь впервые к католикам и протестантам, уже немало лет сотрудничавших, присоединились православные. А вскоре российские кинематографисты и священники стали участвовать в присуждении премий на фестивалях в Локарно, Берлине, португальской Тройе, Санкт-Петербурге и Лейпциге. В этом году приглашение пришло из Карловых Вар. В христианское жюри входят профессионалы-кинокритики и священники, для которых кинематограф является средством не только эстетического и нравственного, но и духовного воздействия на зрителей. Христианские киноорганизации – Международный католический киноцентр. «Интерфильм» (объединяющий протестантов) и Христианская киноассоциация при Конфедерации союзов кинематографистов – начали вести благодаря фестивалям совместную работу.
Не одно десятилетие существуют христианские жюри в Венеции, Берлине, Монреале. Локарно, Сан-Себастьяне. На Каннском фестивале жюри Международного католического киноцентра возникло в 1952 году, и еще одно, протестантское, – в 69-м. Потом сама жизнь подсказала путь объединения. В Канне это случилось в 74-м: слишком часто решения повторяли друг друга, слишком часто стали совпадать названия премированных фильмов. В прошлом году там было торжественно отмечено двадцатилетие объединенного жюри, которое получило название «экуменического» (от греческого слова «экумена» – вселенная). Каннский фестиваль, как во многих других случаях, и здесь выступил в привычной для него роли законодателя, отозвавшись на перемены в мире. И открыл новый этап в современной культурной ситуации.
Премии христианского жюри очень скоро приобрели вес в кинематографическом мире – по протоколу на многих фестивалях их объявляют между главными призами и премией ФИПРЕССИ. К тому же они часто бывают непредсказуемыми и неожиданными.
Никого не удивляет тот факт, что на Венецианском фестивале (в летописи которого особое место занимают встречи с кардиналом Ронкалли, будущим папой Иоанном XXIII) премиями католического жюри были отмечены «Дневник сельского священника» Робера Брессона и «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини, хотя тогдашним зрителям художественная смелость этих фильмов бросалась в глаза. В Канне премию экуменического жюри последова-
68
тельно получал Андрей Тарковский за «Сталкера», «Ностальгию» и «Жертвоприношение». Творчество Тарковского с его напряженной духовной атмосферой не могло не привлечь внимание христиан. Если закономерны премии фильмам «Дерево для башмаков» Эрманно Ольми и «Похититель детей» Джанни Амелио, этого не скажешь про «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Кружевницу» Клода Горетта и уж вовсе далекие, казалось, от христианства индийские или африканские картины.
При этом сугубо христианские фильмы «Под солнцем сатаны» Мориса Пиала или кинематографическое житие святой «Тереза» Алена Кавалье не стали избранниками экуменического жюри, но зато получили главные призы «мирского», большого жюри.
Не менее интересны премии Берлинского фестиваля, где католики появились в 1954 году. Их премиями награждены «Двенадцать разгневанных мужчин» Сиднея Люмета, «Карманные деньги» Франсуа Трюффо, «Полуночный ковбой» Джона Шлезингера, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Квартальный баланс» Кшиштофа Занусси, «Часовщик из Сен-Поля» Бертрана Тавернье, «Благослови зверей и детей» Стенли Крамера. В 1963 году отдельно от католического стало присуждать призы жюри «Интерфильма», а в 92-м в Берлине впервые работало экуменическое жюри, куда вошел и православный критик Александр Дорошевич.
Какими принципами руководствуются христианские жюри, награждая тот или иной фильм? Не отступают ли они от того, что допустимо и желательно для верующего, к какой бы конфессии он ни принадлежал? И возможно ли вообще рассматривать в контексте непреходящих христианских ценностей современный кинематограф, «падший», «лежащий во зле»? На эти вопросы и пытается ответить христианское жюри. Ведь кинематограф, появившийся в лоне зрелой христианской культуры, призван рассматривать мир и человека перед лицом библейских Десяти Заповедей.
Членам жюри остается только увидеть, приближаются к Богу участники кинопроцесса или удаляются от Него.
Насколько жизнь, величавая, жалкая или смешная, соотнесена с высшими понятиями.
И существуют ли – пусть не для персонажа, но для автора – незыблемые критерии истины, добра и красоты, сформулированные христианством.
На первый взгляд, работа в христианском жюри проста – ясен критерий. Но нет фильмов специально для такого жюри. Опыт подсказывает христианину, что его внимания и поддержки ждут в первую очередь гонимые и забытые. По призам христиан можно безошибочно определить царящие в те или иные годы тенденции в обществе и в кино. Если главенствует конформизм, они отмечают смелость, если смелость – тогда для них предпочтительнее кротость. Они стремятся выделить тихий голос любви в шуме и ярости. Их привлекает любая картина, которая обращается к человеку, к духовным, социальным и нравственным ценностям, и при этом отличается глубиной и художественной выразительностью. А от самих судей требуется кинематографический профессионализм, твердая вера и широта мышления.
Латавра ДУЛАРИДЗЕ,
член Христианского жюри XIX Московского кинофестиваля
69
Добавить комментарий