Дневной сеанс / Matinee (1993)

Дневной сеанс / Matinee (1993): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Утренник» / «Утренний сеанс» / «Дневной спектакль» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 99 минут.

Режиссёр Джо Данте.

Автор сценария Чарльз С. Хаас по сюжету Джерико и Чарльза С. Хааса.

Композитор Джерри Голдсмит.

Оператор Джон Хора.

Жанр: комедия, драма

Краткое содержание
Октябрь 1962-го. Братья Джин (Саймон Фентон) и Деннис (Джесси Ли Соффер, в титрах как Jesse Lee) Лумисы, в очередной раз переехавшие вместе с родителями — на расположенную в флоридском городе Ки-Уэст военно-морскую базу, узнают, что их отец отправился во внеочередной рейс. Разгорается Карибский кризис… А тем временем «независимый» режиссёр Лоуренс Вулси (Джон Гудман) прибывает в населённый пункт, чтобы организовать премьеру своего сенсационного фильма ужасов, посвящённого угрозам атомного века.

Также в ролях: Кэти Мориарти (Рут Кордэй / Кэрол), Омри Кац (Стэн), Лиза Джейкаб (Сандра), Келли Мартин (Шерри), Люсинда Дженни (Энн Лумис), Джеймс Виллемер (Харви Старквэзер), Роберт Пикардо (Говард, управляющий кинотеатра), Джесси Уайт (мистер Спектор), Дик Миллер (Херб Деннинг), Джон Сейлз (Боб), Дэвид Кленнон (Джек), Люси Батлер (Ронда), Белинда Баласки (мама Стэна), Чарльз С. Хаас (мистер Элрой), Наоми Уоттс (девушка с корзинкой), в эпизодах (без указания в титрах) Кевин МакКарти (генерал Анкрум), Уильям Шэллерт (доктор Грэбоу).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.10.2017

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дневной сеанс / Matinee (1993): кадр из фильма
Очередной страшный шедевр

Основной расчёт продюсеров и руководства кинокомпании Universal Pictures был, конечно, на то, что зрители (особенно представители старшего поколения, лично пережившие нервное потрясение в те злополучные дни октября 1962-го года) не нуждаются в дополнительном пояснении относительно того, что представлял собой Карибский кризис. Да и любителей страшных и фантастических (эпитет «научно-фантастических» в данном случае прозвучит слишком громко) зрелищ, снимавшихся на задворках «фабрики грёз», предостаточно… Кто не захочет последовать примеру самого Джо Данте, которому подобные зрелища, что называется, запали в душу ещё в детско-подростковом возрасте, предавшись ностальгическим воспоминаниям? Ведь взрослому человеку подчас жутко хочется посмеяться над тем, что «вышло из Голливуда» – и что когда-то вводило в трепет! К тому же, присутствие колоритного комика Джона Гудмана, выбившегося (к сожалению, ненадолго) в число крупных – не в смысле физических пропорций – «звёзд», служило дополнительной приманкой. Честно говоря, не очень понятно, почему ожидания не оправдались1.

Дневной сеанс / Matinee (1993): кадр из фильма
Нашёл кого нанять!

Сценарий Чарльза С. Хааса (между прочим, уже имевшего опыт сотрудничества с режиссёром – на фееричных «Гремлинах 2: новенькой партии» /1990/) позволил Данте продолжить генеральную линию своего творчества. Не представлявший секрета (не только для искусствоведов, социологов, психологов) подтекст малобюджетных хорроров, эксплуатировавших глубокий, укоренившийся в коллективном бессознательном страх перед возможной третьей мировой войной, становится совсем очевидным благодаря забавной ситуации. Перипетии жуткого «шедевра» с названием «Mant!», переводящимся как «Человей!» или «Муравек!» («Наполовину человек! Наполовину муравей!», – гласит реклама), находят неожиданное отражение в обстановке по эту сторону киноэкрана. Наступает момент – и опереточное сражение армии с мутантом гигантских размеров плавно перетекает в… ракетно-ядерный удар. Пусть лишь в разыгравшемся воображении особо впечатлительных посетителей кинотеатра… Реальность способна напугать куда сильнее!

Дневной сеанс / Matinee (1993): кадр из фильма
Ужасы начинаются. Настоящие

Впрочем, у «Дневного сеанса» есть дополнительный – и очень интересный – пласт. Кинокритики и киноманы легко узнают в Вулси… вовсе не Альфреда Хичкока, с которым заезжего мастера путает работник АЗС. Идеи с искусственной тряской пола, с вибрирующими устройствами, вмонтированными в кресла, с шумовыми и световыми эффектами, с обращением персонажей в зрительный зал и т.д. выдают, конечно же, экстравагантного Уильяма Касла, лично представлявшего почтенной публике свои детища. Одновременно прототипом мистера Спектора – кинодельца, воочию убедившегося в успехе фильма, послужил продюсер Сэмюэл Закари Аркофф, соратник Роджера Кормана. Отметим также стилизаторские усилия постановщика (едва заметная ирония не разрушает иллюзию того, что идёт сеанс настоящей – старой, чёрно-белой – картины) и присутствие в знаковых ролях актёров Кевина МакКарти, Уильяма Шэллерта, Дика Миллера. Всё это, конечно же, доказывает, что поглумиться и поехидничать не было самоцелью. Не чураясь сатирических зарисовок, Джо с удовольствием отдаётся во власть лирики, которой тоже находится место в тревожное время.

.

__________
1 – Сумму кассовых сборов в национальном прокате ($9,5 млн.) при всём желании не назовёшь «большой».

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+