Доктор Джекилл и мистер Хайд / Dr. Jekyll and Mr. Hyde (1931)

Доктор Джекилл и мистер Хайд / Dr. Jekyll and Mr. Hyde (1931): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Д-р Джекилл и м-р Хайд» / «Доктор Джекиль и мистер Хайд» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 98 минут.

Режиссёр Рубен Мамулян.

Авторы сценария Сэмюэл Хоффенстейн, Перси Хит (номинация на «Оскар») по повести Роберта Льюиса Стивенсона.

Музыка Иоганна Себастьяна Баха в адаптации Хермана Хэнда.

Оператор Карл Страсс (номинация на «Оскар»).

Жанр: фильм ужасов, научная фантастика

Краткое содержание
Доктор Генри Джекилл (Фредрик Марч, премия «Оскар»), без памяти влюблённый в свою невесту Мюриэл (Роуз Хобарт), пытается убедить её отца, сэра Данверса Кэрью (Хэлливелл Гоббс), как можно быстрее назначить дату свадьбы. В отсутствие избранницы, уехавшей с родителем из Лондона на несколько месяцев, учёный ставит на себе рискованный эксперимент, надеясь подтвердить смелую гипотезу о том, что в каждом человеке сосуществуют две личности: одна стремится к самосовершенствованию, другая — идёт на поводу у эмоций и импульсов. Так появляется на свет жестокий и уродливый мистер Хайд (Фредрик Марч, премия «Оскар»).

Также в ролях: Мириам Хопкинс (Айви Пирсон), Холмс Херберт (доктор Лэнйон), Эдгар Нортон (Пул), Темп Пиготт (миссис Хоукинс).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.02.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Доктор Джекилл и мистер Хайд / Dr. Jekyll and Mr. Hyde (1931): кадр из фильма
Хайд нашёл жертву

Рубен Мамулян даже в начале 1970-х не хотел раскрывать (во всяком случае – ответил отказом на просьбу, озвученную интервьюером из СССР Семёном Чертоком) секрет знаменитого превращения доктора Джекилла в мистера Хайда, хотя этот приём, построенный на применении системы цветных светофильтров, всё же был известен1 некоторым кинематографистам. Не удивительно, что в момент появления лента вызвала впечатляющий резонанс! Картина не только попала в число коммерческих лидеров сезона (правда, кассовые сборы, составившие порядка $1,25 млн. при производственных затратах в $535 тыс., не спасли Paramount Pictures от финансовых проблем), но и оказалась выдвинута в нескольких номинациях на премию «Оскар» – впервые среди образчиков своего, «низкого» жанра. Режиссёр по праву гордился тем, что его детище вошло (наряду с классическими киноверсиями произведений Брэма Стокера, Мэри Шелли и Герберта Уэллса) в число шедевров «золотого века Голливуда» и, что важнее, служило общепризнанным эталоном для всех, кто позже обращался к литературному первоисточнику. Притом что повесть «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» /1886/ Роберта Льюиса Стивенсона выдержала несколько десятков экранизаций, как близких к тексту, так и вольных, а подчас и откровенно издевательских, пародийных…

Доктор Джекилл и мистер Хайд / Dr. Jekyll and Mr. Hyde (1931): кадр из фильма
И никому её не отдаст!

Было бы упрощением утверждать, что виртуозное использование «субъективной камеры» (работа Карла Страсса окажет сильное влияние на создателей нуаров, в первую очередь – «Чёрной полосы» /1947/), не говоря уже о введении звуков учащённого биения сердца самого Рубена, «автоматически» делает Генри Альтер-эго постановщика. Скорее, тем самым заострена мысль, что все мы склонны отождествлять себя именно с доктором Джекиллом, блестящим, не терпящим ретроградства учёным, поборником прогрессивных идей, интеллигентным, способным на высокие чувства джентльменом. Он лишь посмеётся над спутником, заметившим, что жениху не пристало оставаться наедине с легкомысленной певичкой… Но действительно ли удалось подавить ту часть натуры, что скрыта от окружающих и самого себя?! Физиономии Хайда сознательно придано сходство с лицом неандертальца: принятый препарат не просто изуродовал внешность и наделил огромной физической силой, не просто помрачил рассудок и дал волю низменным инстинктам. Речь идёт о регрессе, об отбрасывании личности назад (к тому же, согласно распространённой тогда теории Чезаре Ломброзо, одно с другим тесно связано), о сведении на нет длительной эволюции человека. Слой привитой с детства культуры слишком тонок, чтобы удержать агрессивные порывы в глубинах подсознания и не позволить однажды вырваться наружу тому, что заставит содрогнуться. И хуже всего, что, начиная с рокового момента, путь обратно будет заказан.

Доктор Джекилл и мистер Хайд / Dr. Jekyll and Mr. Hyde (1931): кадр из фильма
Теперь такой навсегда?..

Вклад гримёров в создание пугающего образа, бесспорно, весом, но Фредрику Марчу (между прочим, госпитализированному после завершения работы над лентой) удалось и чисто актёрскими средствами передать полное внутреннее перерождение неординарного индивида. Ситуация в обществе (шла Великая депрессия) дополнительно подхлёстывала тревожное чувство, не покидавшее публику на протяжении сеанса. Охватывающая душу Джекилла (и, конечно, бедняжки Айви, ставшей объектом вожделения маниакально одержимого субъекта) боязнь, что Хайд скоро возвратится, была в общем-то созвучна подспудным страхам миллионов, опасавшихся, что прежнее, благополучное существование больше никогда не вернётся. И что в резко интенсифицировавшейся войне всех против всех нужда доведёт людей до одичания, до состояния варварства. Высказанное Рубеном Мамуляном – вслед за Стивенсоном – предостережение прозвучало как нельзя более злободневно!

.

__________
1 – В частности, применялся итальянским гением фильмов ужасов Марио Бавой на съёмках «Вампиров» /1957/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Биллен Эндрю. И кровь застыла в его жилах… // Ровесник. – 1994, № 4. – С. 20-21.
Рейзен О. Обычная история доктора Джекила и мистера Хайда // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 26. – С. 116-119.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+